Нелегальные гастарбайтеры стали самой острой проблемой современной России. Такой острой, что пренебрежение ею грозит стихийными столкновениями тысяч людей, бунтами, яростными схватками между политическими партиями и элитами страны.
Немецкое слово Gastarbeiter в переводе означает "гость-рабочий", то есть такой приезжий, который намерен в гостях работать. Но нужны ли России нелегальные гости-рабочие в таком количестве? Ведь безработицу и конкуренцию как экономические факторы никто не отменял. То, что получит нелегальный гастарбайтер, уже никогда не получит гражданин России. Корень проблемы — в слове "нелегальный". Границы России сегодня распахнуты не только для добросовестных работников, но и для всякой хулиганской швали, которая воспринимает Россию как богатое поле для воровского промысла.
Россия занимает второе место после США по числу мигрантов. Сейчас в нашей стране легально трудятся около пяти миллионов гастарбайтеров, а всего же в стране их, по оценкам экспертов, около 11 миллионов. Уже только наличие в России шести миллионов нелегалов можно считать преступлением и со стороны нелегальных мигрантов, и со стороны российских чиновников, обязанных контролировать ситуацию. Не контролируют. Почему?
Заместитель руководителя ФМС России Владимир Лянной, присутствуя на окружном совещании в Новосибирске, вопрос с нелегальными трудовыми мигрантами в Сибири обещал решать "плодотворно". Но как именно плодотворно — не рассказал. "Одним словом не скажешь. Потому что это целая система мер и мероприятий по данной теме", — прокомментировал он. Однако назвал опыт Сибири "достаточно положительным".
— По нашим данным, на сегодняшний день в Сибирском федеральном округе 351 тысяча мигрантов находится легально. Еще 104 тысячи — это те, кто находится с нарушением сроков пребывания, — говорит начальник УФМС РФ по Новосибирской области Юрий Звягинцев. По его словам, в этом году миграционная служба Сибири уже закрыла въезд 21 тысячи иностранных граждан. Это капля в море. И уважаемый господин Звягинцев не объяснил, почему 104 тысячи нелегалов остаются в Сибири до сих пор, почему они не вышвырнуты назад на их родину? Ведь 104 тысячи — это целый город потенциальных преступников, уже, кстати, нарушивших закон.
Нехватка рабочих в России в ближайшие десятилетия составит около десяти миллионов человек. Речь идет, в первую очередь, о низкооплачиваемых профессиях. Как сообщил корреспонденту Sibnet.ru юрист одной из управляющих компаний Новосибирска, почти все низкооплачиваемые работники жилищного хозяйства — гастарбайтеры.
— Вам никто не назовет точные цифры, прежде всего потому, что многие мигранты устроены нелегально. Нанять на работу дворником русского почти нереально. Чтобы получать 10-12 тысяч рублей в месяц, нужно убирать пять многоквартирных домов. В Средней Азии это хорошие деньги, но у нас уважающий себя человек не будет так много работать за такие деньги. Если ранее устроиться дворником местным жителям было даже трудно, потому что давали служебное жилье, то сейчас на эту вакансию днем с огнем никого не сыщешь, — сказал собеседник Sibnet.ru.
Вот и первый упрек местным властям: не дают служебное жилье местным семьям и тем самым плодят среднеазиатских нелегалов, ведь они-то живут по двадцать человек в комнате, а то и вовсе в какой-нибудь сараюшке, их дети и жены остались в аулах, куда и течет из Сибири денежный ручеек.
При этом экономия идет и на налогах. За каждого россиянина работодатель обязан перечислить на медицинское и пенсионное страхование 30% от начисленной зарплаты; за трудовых мигрантов, даже легально устроенных, платить не нужно. Почему? Кто принял такой закон в пользу мигрантов?
Три четверти (74%) россиян полагают, что большое количество приезжих из других государств — явление отрицательное. Каждый второй (53%) выступает за ужесточение иммиграционного законодательства. Еще 10% полагают, что приток приезжих следует полностью остановить. По мнению 57% опрошенных, необходимо ужесточить законы для пресечения потока мигрантов в Россию из республик СНГ, стран юга и юго-востока. 26% россиян считают, что принимать такие меры следует только в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся бывшими гражданами СССР. Такие выводы сделали специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения.
То, что проблема стоит остро, подтвердил на заседании Совета по межнациональным отношениям и президент России.
— Нельзя не согласиться с теми коллегами, которые говорят, что нужно совершенствовать трудовое законодательство. Совершенно верно, ведь в значительной степени то, что мы сейчас наблюдаем, — это, извините за моветон, отрыжка дикого капитализма, — сказал Владимир Путин.
Однако как радикально излечиться от постыдной отрыжки, не знает и президент, во всяком случае, это неясно из его речи. Несколько законопроектов, касающихся миграционной политики, уже внесены в Госдуму. Три законопроекта о правилах проживания мигрантов на территории России внесла председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Для борьбы с "резиновыми квартирами" предлагается регистрировать иностранцев по месту жительства только при условии соблюдения учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, определенной в соответствии с Жилищным кодексом. Срок временного пребывания иностранца на территории нашей страны без визы планируют сократить вдвое — с 90 до 45 дней. Также Яровая настаивает на установлении контроля за количеством выдаваемых иностранным гражданам патентов на работу.
Член думского комитета по обороне, председатель партии "Родина" Алексей Журавлев и первый зампред этого комитета Сергей Жигарев внесли законопроект, которым предлагается устанавливать квоты на трудовых мигрантов не в целом по РФ, а исходя из потребностей каждого конкретного региона. Разработчики пытаются ввести показатель, характеризующий "соотношение потребности в работниках хозяйствующих субъектов к числу граждан, признанных безработными и имеющих опыт трудовой деятельности, выраженный в процентах". Так появится понятие "индикатор нехватки собственных трудовых ресурсов субъекта РФ". Этот показатель будет рассчитываться для каждого региона на основании данных Росстата.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов и член генсовета "Деловой России" Антон Степанов предлагают решать проблему кардинально и провести "миграционную амнистию". Если коротко, то инициатива заключается в следующем: работодателям предлагается вывести "из тени" своих нелегалов, заплатив за каждого по 30 тысяч рублей, что существенно выгоднее, чем платить за каждого штраф в 800 тысяч. А самим мигрантам, незаконно находящимся в нашей стране, "по амнистии" можно будет вернуться на родину, но без получения "черной метки" на последующий въезд. Таким образом, по мнению Титова, в ходе амнистии удастся легализовать не меньше 40% иностранной рабочей силы.
В свою очередь спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступает за введение для трудовых мигрантов минимального размера заработной платы.
— Надо установить минимальный уровень зарплаты, который соответствовал хотя бы прожиточному минимуму. Зарплаты у мигрантов совсем нищенские, да и те подчас месяцами не платят. Естественно, это толкает людей на преступления, — сказала в интервью журналистам спикер Совфеда. Кроме того, по мнению Матвиенко, работодатели должны предоставлять иностранным работникам сносные условия проживания — общежития или съемные квартиры.
Кроме этих, витают и другие идеи: ввести уголовное наказание для бизнесменов, нанимающих на работу нелегальных мигрантов; ввести визовый режим со странами СНГ; граждан, въезжающих в Россию без визы, обязать иметь при себе более 36 тысяч рублей; обязать-таки работодателей уплачивать взносы за мигрантов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд страхования и многие другие.
Заместитель руководителя ФМС России Владимир Лянной о перспективах, связанных с миграцией, высказывается вполне оптимистично. Но советует, в том числе и СМИ, не нагнетать обстановку:
— Нагнетать не стоит. Надо поддерживать и понимать, что это тяжелая ежедневная рутинная работа. И она не просто связана с проверками, за проверками стоит достаточно большой комплекс мероприятий.
Насколько эффективны эти "мероприятия", покажет будущее или очередное "Бирюлево". А пока впечатление такое, что омут проблемы взбаламучен до такой степени, что в его мутной воде совершенно не видно дна, то есть приемлемого для коренных жителей России решения, такого решения, чтобы они не цедили тревожно и презрительно при виде бодрой толпы южнолицых торговцев: "Понаехали тут..."