Люди, которые играют в куклы

В Сибири появились "кидалты". Взрослые люди интересуются мультфильмами вроде "Южного парка", World of Warcraft и шарнирными куклами. Они предпочитают большие города, где можно заработать большие деньги.

Кидалт — это английский неологизм, слово, образованное от kid+adult (ребенок+взрослый), которым принято обозначать все большее число представителей нынешнего поколения тридцатилетних. Конечно, по возрасту они уже большие "дяди и тети", у многих есть семья, но эти взрослые мужчины — целевая аудитория индустрии компьютерных игр, а взрослые женщины покупают себе дорогие (от тысячи долларов) коллекционные куклы. Это для них рисуют уже совершенно недетские "мультики" типа "Южного парка". Кто эти люди и почему они так себя ведут?

Кидалты — явление сугубо интернациональное, потому что у них независимо от места проживания вполне себе общие интересы типа того же "Южного парка" или "Футурамы", World of Warcraft или шарнирных кукол (сокращенно BJD, от англ. "ball-joined doll"). Правда, кидалты по большей части проживают в больших городах, где можно заработать большие деньги. Только тратить их кидалты предпочитают не на пафосные брэндовые вещи, а на увлечения, которые традиционно подошли бы детям, если бы не стоили так дорого. К примеру, базовая модель настоящей, фирменной шарнирной куклы стоит где-то 17 тысяч рублей. Дальше идет оплата за макияж (куклы продаются без "грима"), кукольную одежду, кукольные парики, глаза… в общем, "тюнинг" куклы в состоянии поднять ее стоимость до 3 тысяч долларов.

— Это увлечение затягивает", — рассказывает жительница Новосибирска Анна Кошкина, которая устраивает своей кукле фотосессии, шьет костюмы сама и тратит очень большие деньги на кукольные аксессуары. Но при этом она подумывает о том, не приобрести ли ей вторую куклу. — Правда, придется искать несколько подработок, ведь это действительно дорогая игрушка.

Оказывается, чтобы хотя бы частично минимизировать расходы, многие владелицы кукол объединяются и делают коллективные заказы — из Японии, Кореи и Гонконга, где изготавливают шарнирные куклы.

— Я могу потратить большие деньги на хобби, которые кажутся детскими или подростковыми, например, те же ролевые игры. Да, компьютер мне нужен и для работы, в том числе. Но у игр, в которые я играю, большие требования, и я с большой вероятностью буду апгрейдить свой комп именно из-за них и для них, — говорит Анатолий Лесцов.

Ролевые игры "живого действия" кидалтов — это недешевые (не меньше 500 долларов за "минимальную комплектацию") реконструкции исторических костюмов и оружия, которые могут стоить куда как дороже обычного повседневного гардероба.

При этом, как утверждает Анатолий Лесцов, у кидалтов практически отсутствует почтительность в отношении к вещам статусным: дорогим автомобилям, той же одежде от известных брэндов, да и вообще к необходимости подчеркивать свой социальный статус. При том, что у многих кидалтов — высокоплачиваемых специалистов, а то и топ-менеджеров — этот самый статус наличествует. Правда, столько же нередки среди кидалтов и наоборот, люди, перебивающиеся случайными заказами и подработками. Так что проводить прямую зависимость между "кидалтизмом" и кошельком (кредиткой) не получается.

Попахивает инфантилизмом? Вовсе нет. Кидалты прекрасно ориентируются в том, что где сколько стоит и не менее прекрасно представляют себе, в каком именно мире живут. Кидалты более чем циничны — как и их культовые сериалы типа "Южного парка".

Психотерапевт Игорь Поперечный считает, что кидалты были всегда, только раньше их так не называли. "В 2006 году случай свел меня с " индейцем" из Питера. Каждое лето, уже около 20 лет, он с единомышленниками проводит в лагере под Санкт-Петербургом. Однако, что примечательно — туда не пускают туда посторонних, а само это увлечение предпочитают не афишировать. Хотя, даже по самым скромным бухгалтерским подсчетам, многие кидалты могли бы зарабатывать хорошие деньги на интересе других людей к их субкультурам".

Психолог считает, что кидалты прекрасно осознают свой характер увлечений. Это и отличает кидалтов и просто инфантилизированных субъектов, которые не способны влиться в "мир взрослых". А вот более чем активные кидалты вполне приспособлены к "реальному миру" и прекрасно знают, по каким правилам здесь живут.

— Однако многим обычным людям их не понять, поскольку в современном обществе очень мало людей, для которых смыслом жизни является творчество и исследовательский интерес. Для подавляющего большинства людей смысл жизни заключается в "купить подешевле, продать подороже". Поэтому многие из кидалтов становятся изгоями, — говорит Игорь Поперечный.

Их не понимают люди старшего поколения, у которых совсем другие ценности. Многие кидалты предпочитают скрывать свои увлечения от коллег, потому что вполне обоснованно опасаются негативной реакции. "Подумают еще, что у меня с головой не все в порядке. Ведь со словом "игры" у нас все же ассоциируется что-то детское. А мне уже под тридцать", — говорит Максим Белов (имя и фамилия изменены по его просьбе), начальник IT-отдела в одной крупной компании в Новосибирске. Каждое лето Максим посещает минимум две ролевые игры, которые проводятся под Новосибирском, и тратит на свое увлечение не одну тысячу рублей — начиная от костюмов и оружия до организации выезда в игровой лагерь.

В-третьих, чаще всего кидалты теряют связи со старыми друзьями, которые не понимают их увлечений: нет общих тем для разговоров, а непонимание зачастую приводит к пренебрежительному отношению, спорам и конфликтам. Поэтому кидалты варятся в собственном соку — общаются с себе подобными, заводят знакомства по интересам в интернете. Они устраивают собственные конвенты и фестивали, организуют сообщества и клубы – в общем, сами создают для себя среду обитания, которая их устраивает. Не забывая, впрочем, о том, откуда деньги берутся.

Екатерина Берг, специально для Sibnet.ru