НАВЕРХ

Идеальный потребитель: как тратят деньги поколения X, Y и Z

Фото: Kristoffer Trolle / Attribution License
Тренды потребления в России задают три экономически активных поколения — X, Y и Z. Потребительские привычки и предпочтения у них разные. Как люди разных возрастов тратят свои деньги?

Поколение Z — это «зумеры», родившиеся в период с 1997 по 2012 годы. Поколение Y — миллениалы, появившиеся на свет с 1981 по 1996 годы. Поколение X — это люди 1965–1980 годов рождения.

Кто тратит больше

Сейчас наиболее активные потребители — миллениалы, на их долю приходится 32,4% от общего объема потребления, следует из данных исследования SberCIB Investment Research.

Доля потребителей из поколения X составляет 22,2%, на траты «зумеров» приходится 18,5%. Еще 14,5% — доля 50–59 летних. Больше всех в месяц тратят люди 35–39 лет и 30–34 года — в среднем по 22,7 и 22,3 тысячи рублей соответственно.

Эксперты объясняют лидерство миллениалов объективными факторами — к 30-летнему возрасту у людей обычно появляются дети, которые требуют дополнительных расходов. Кроме этого, в этом возрастном интервале часто приобретают недвижимость, автомобили, товары длительного пользования.

Для сферы развлечений, посещения баров и ресторанов, покупки компьютеров и электроники пик потребления наступает в 37 лет. Для туризма, косметических товаров — 39 лет. На авто и одежду больше тратят в 41 год. На здоровье, продукты, ремонт жилья — в 43 года.

Миллениалы в настоящее время преобладают в структуре трудоспособного населения — их доля составляет 42,8%. К 2036 году она снизится до 40%, а доля поколения Z увеличится с 15,2% до 29,7%. Кроме этого, к 2029 году трудоспособного возраста достигнет поколение «альфа» (родившиеся после 2013 года).

Согласно результатам исследования, миллениалы достигнут максимальной доли в структуре потребления в 2025 году (47%), после чего их вклад начнет сокращаться. Доля зумеров сравняется с долей поколения Y в 2033 году, а впоследствии ее превысит, хотя число миллениалов по-прежнему будет превышать число «зумеров».

Как потребляют «зумеры»

Итак, главным поколением потребителей в ближайшие годы станут «зумеры». Но какие потребительские привычки отличают их от других экономически активных поколений? Например, «зумеры» зарабатывают меньше предыдущих поколений, однако больше откладывают.

Так, в третьем квартале 2020 года норма сбережений у «зумеров» составила 9,0%, тогда как у миллениалов и поколения X — 7,6% и 7,0% соответственно. Они также готовы чаще финансово рисковать и охотнее инвестируют деньги в финансовые активы.

«Зумеры» в сравнении с другими поколениями намного активнее используют аренду вместо покупки: будь то жилье, автомобиль, спортивный инвентарь или рабочие инструменты. Зачастую они длительное время откладывают покупку недвижимости.

Это поколение также активнее пробует новые товары и услуги, легко меняет бренды. Преданность бренду у них вообще самая низкая — для половины «зумеров» концепция продукта важнее бренда, у миллениалов аналогичного мировоззрения придерживается 41%, а среди поколения X — 37%.

При выборе товара или услуги «зумеры» уделяют больше внимания независимым отзывам и рекламной информации, а поколение X больше полагается на собственный опыт и на описание товара или услуги.

Поколение Z также в среднем более склонно совершать импульсивные покупки (13%), у Y и X эта цифра составляет 11% и 8% соответственно. Самые молодые потребители чаще покупают онлайн — этот способ считают самым удобным 16% «зумеров». Среди Y и X таких 12% и 8%.

Что изменится

Расходы «зумеров» в таких сферах, как общепит, досуг, компьютеры и электроника, косметические товары, туризм, образование в ближайшие годы будут только расти. При этом одновременно начнет стареть население России, что также скажется на моделях потребления.

В 2020 году средний возраст в России составил 39,7 года, в 2030-м он повысится до 42 лет, в 2036-м — до 43,2 года. В результате доля затрат на продукты питания, интернет и связь упадет, а расходы на одежду, товары для дома, медицину, транспорт, отдых вырастут.

К 2036 году доля поколений Z и «альфа» в структуре потребления по таким категориям, как автомобили, одежда и телекоммуникации приблизится к 50%. К этому времени они будут уступать по тратам только в категории медицинских товаров и услуг, где традиционно преобладают люди старшего возраста.

Еще по теме
Экономист посоветовала семь способов сохранения средств
фондовые рынки по всему миру бьют рекорды
Названы знаки зодиака, чаще всех берущие кредиты
Вдовам бойцов СВО продлили пенсию
смотреть все
Обсуждение (8)