НАВЕРХ

Трактат о «бомбах» и «бомбистах»

Изображение: сайт shpora-100.com

«Шпаркалкология» - эта новая дисциплина появилась в Новосибирске. Обычная «палочка-выручалочка» для студента стала объектом научного исследования. Более того, «Трактат о шпаргалке» профессора Юрия Ивонина выдержал уже несколько изданий. В нем автор, доктор философии, не только впервые классифицировал «шпоры», но и ответил на вопрос: «почему они до сих пор существуют?»

Студенты попросили…

Идею исследования декану института международных отношений и права Университета экономики и управления Юрию Ивонину подсказали студенты, попросив как-то написать для вузовской газеты статью о шпаргалках. Профессор не предполагал, что она выльется в трактат, и не собирался ничего публиковать: уж больно несерьезной показалась тема. Тем не менее, исследование вышло в свет. «Трактат», небольшую брошюру, каждый год, в день «открытых дверей», раздают потенциальным абитуриентам, то есть – потенциальным шпаргальщикам.

В основу трактата, по словам автора, положен опыт двадцатипятилетнего изымания шпаргалок. Пожалуй, нет в российских вузах студента, который ни разу не писал заветные «шпоры». Те из них, кто со временем становится преподавателем, переходит на другую сторону баррикад. Профессор Ивонин попытался подняться над ситуацией.

Что же такое шпаргалка? Автор трактата дает вполне научное определение: «Это совокупность средств, содержащих материал сдаваемого учебного курса в форме, пригодной для конфиденциального использования во время зачета или экзамена»

Назвать шпаргалку «незаконной» фактически нельзя: Юрий Ивонин не нашел в законодательстве упоминания о ней и запрета на ее использование. И еще: шпаргалка становится таковой только в аудитории, когда студент с ее помощью пытается сдать экзамен или зачет. До этого момента это всего лишь письменные или печатные материалы.

На бумаге? На ручке? На коже!

Кстати, о форме «шпор». Профессор Ивонин классифицирует их по несколько основаниям. Например, по материалу носителя: бумажные (классический вариант), соматические (шпаргалка нанесена на тело, например, ладонь или запястье), звуковые (коллеги бубнят вам на ухо ответ), предметы двойного назначения (когда на шариковую ручку иглой наносят формулы, изготовление таких шпаргалок требует особого мастерства) и технические (располагаются на электронных приборах). В последние годы, отмечает профессор, все чаще используются именно «технические» шпаргалки. Прогресс облегчает жизнь студентам. Сегодня, чтобы спрятать от преподавателя гарнитуру bluetooth, вовсе не обязательно наматывать на ухо повязку, изображающую компресс, как это делал герой известного фильма. Наушник и без того практически незаметен. «Судя по тому, какое количество бубнящих по телефону можно встретить во время сессии в коридорах корпуса, этот метод получает все большее и большее распространение», - делится наблюдениями Юрий Ивонин.

Своим опытом применения ультрасовременных «шпор» делятся студенты. Наталья сдала очередной зачет. На этот раз без шпаргалок, хотя, похоже, она в них большой специалист. «Недавно экзамен сдавала с телефоном, - рассказывает девушка. – Через рукав продернула шнурок, к руке мне прикрепили динамик, голову подперла рукой, динамик приложила к уху и записывала, что мне диктуют». В наши дни студентам ничего не нужно изобретать. Производство всевозможных приспособлений для шпаргальщиков поставлено на поток. «Есть такая супер-ручка, - продолжает Наталья. – В ее корпус вставлен листочек, на нем можно шпорки написать и не видно будет, когда вы будете открывать. У нас в корпусе продается, пять рублей стоит».

Шпаргалисты и антишпаргалисты

Но шпаргалку мало сделать, нужно суметь ее использовать: сохранить спокойствие, не делать лишних движений. Это, говорят студенты, настоящее искусство. Если «нервишки шалят», то лучше и не пытаться – разоблачат в два счета. Кстати, методы борьбы со шпаргальщиками на протяжении многих лет практически не изменились. Можно было бы, мечтают некоторые из преподавателей, оснастить аудитории «глушилками» сигналов мобильников, но это никакому вузу не по карману. Так что на вооружении у экзаменаторов по-прежнему зоркий глаз, острый слух и дополнительные вопросы тому, кто вызывает подозрения.

Парадокс шпаргалки в том, что она приносит и пользу, и вред. «Это логическое продолжение добросовестной подготовки к экзамену, - пишет автор трактата Юрий Ивонин. – Недобросовестный студент шпаргалку не напишет». Создавая для себя «выручалочку», студент читает лекции, компилирует материал, а значит, вникает в него и запоминает. Этим оправдывают создание «шпор» и сами экзаменуемые. Студентка второго курса Марина признается: «Да, иногда я пишу шпаргалки. Когда пишешь, лучше материал запоминается. Потом ими даже пользоваться не нужно».

«С каждым годом шпаргальщиков становится все меньше и меньше, - говорит Юрий Ивонин. – Либо студентам не нужны шпаргалки, потому что они учатся лучше, либо хватка моя ослабевает и обнаруживать «шпоры» все труднее, чем в молодые годы». Но победить шпаргальщиков полностью невозможно, считает автор трактата - нужно менять систему образования. Ведь, к примеру, в Европе или США обычно не шпаргалят: замеченного за списыванием сами студенты выдадут деканату, ведь от баллов, полученных на экзамене, зависит попадание на престижную работу. Шпаргалить «там» – давать повод однокурсникам-конкурентам снять тебя с дистанции. В России пока все иначе: диплом о высшем образовании зачастую лишь формальность при приеме на работу, какие за ним стоят знания – не столь важно. А значит и шпаргалка – эта «русская рулетка на учебном поле» - по-прежнему будет популярной.

Лидия Захарова, специально для www.sibnet.ru

Обсуждение (0)