Светящиеся дрожжи вывели в красноярской лаборатории

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Группа учёных из Красноярска вывела светящиеся в темноте дрожжи, сообщила пресс-служба красноярского научного центра СО РАН. Это позволило протестировать работу специальных ферментов, отвечающих за свечение организма, а в дальнейшем поможет визуализировать развитие раковых клеток.

Ещё в XIX веке стало ясно, что грибница — источник свечения гниющего дерева. В 2009 году обнаружили единый механизм испускания света у грибов. Год назад российские исследователи открыли структуру люциферина — молекулы, окисление которой приводит к свечению. Помимо грибов в природе люминесценцией обладают светлячки, некоторые виды медуз и червей.

Красноярские учёные пристально изучили фермент люциферазы и протестировали его в лабораторных условиях на дрожжах. Выяснилось, что реакцию свечения можно запустить в любых клетках, включая человеческие раковые клетки.

«Мы обнаружили в грибах необходимые компоненты для создания своеобразного генетического модуля, обеспечивающего биолюминесценцию: перенося его из генома в геном, мы можем сделать практически любой организм светящимся, что раньше было недостижимой целью для исследователей», — пояснил сотрудник лаборатории химии метаболических путей института биоорганической химии РАН, соавтор исследования Алексей Котлобай (Москва).

Учёные уверены, что их открытие можно будет использовать для более детальной и качественной визуализации таких биологических процессов, как миграция раковых клеток, а также при разработке новых лекарств.

Пробирка со светящимися дрожжами. Автор - Красноярский научный центр СО РАН