Ватка со спиртом перестала убивать бактерии

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Опасные микробы, вызывающие больничные инфекции, стали почти неуязвимыми для действия различных спиртов, при помощи которых врачи обычно обеззараживают инструменты, помещения и кожу пациентов, выяснили австралийские ученые.

В последние годы возникла опасность, что антибиотики потеряют эффективность, так как бактерии, в том числе распространенные золотистый стафилококк или пневмококк, приспособились к лекарствам. Супербактерии стали появляться на животноводческих фермах, где антибиотики используют для ускорения роста мясных пород скота, но австралийские биологи открыли еще один пример подобной форсированной эволюции бактерий, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.

Ученые оценили меры, которые ввело правительство Австралии 15 лет назад, чтобы бороться со стафилококком. Медикам предписывалось активно использовать этиловый спирт и изопропанол для мытья рук и дезинфекции помещений и инструментов.

Это действительно помогло уменьшить число больничных заражений стафилококком, однако увеличилось число вспышек другой инфекции, связанной с энтерококками вида Enterococcus faecium. Ученые собрали образцы этих микробов, расшифровали их ДНК и сравнили с другими штаммами энтерококков. Больше всего различий наблюдалось не в генах, связанных с антибиотиками, а в участках ДНК, отвечающих за переваривание различных углеводородов.

Такие изменения сделали микробов фактически неуязвимыми к действию дезинфицирующих средств на базе спиртов. Благодаря десятикратному увеличению в стойкости даже 70-процентный раствор изопропанола, как показали дальнейшие опыты, не убивает полностью колонии энтерококка, окопавшиеся на поверхности стенок кишечника мышей или в других средах обитания.

«Совсем не обязательно, что энтерококки стали неуязвимыми для действия спирта из-за того, что его сегодня массово применяют во всех клиниках. Вполне возможно, что бактерии стали лучше сопротивляться его действию, приспособившись к жизни в нашем кишечнике, для которого характерен низкий показатель pH», — отметил биолог Тим Стайнир.

Ученые рекомендуют врачам отказаться от спирта как главного средства для борьбы с инфекциями и вернуться к классическим мерам защиты — одноразовым перчаткам, маскам и халатам — для предотвращения развития подобной неуязвимости у других микробов. В целом следует ограничить оборот косметических и гигиенических средств, таких как влажные салфетки для протирания рук.