Козлодрание и скачки, показ моды и битва на лошадях, стрельба из лука и лазание на кедр, кормление огня и театральная постановка в чистом поле. Все это и многое другое можно увидеть на главном празднике алтайцев – Эл Ойыне, который еще называют национальными Олимпийскими играми.
Эл Ойын проходит в Республике Алтай раз в два года и собирает тысячи людей из разных регионов России и из-за границы. И хотя праздник отметил в этом году лишь 30-летие, корни его уходят в глубокую древность, а потому давние традиции народа смешиваются здесь с современностью, подчас образуя дикие для современного человека комбинации.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530728384_ttt_2604.jpg)
Первый день праздника, который в этом году прошел в урочище Межелик Улаганского района республики, начался очень рано – в 6.00 часов утра с традиционного обряда освящения и благопожелания – мургуула. Прося благословения и удачи у духов, старейшины родов «кормят» огонь национальными алтайскими блюдами и читают благопожелание алкыш.
Это обязательно происходит на восходе на вершине горы, ближе к солнцу. Для всех живущих на этой земле народов они просят здоровья и удачи в самых важных делах.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530728831_ttt_2496.jpg)
В чистом поле гостям показали театрализованную постановку, которую в этом году посвятили национальным видам спорта, и рассказали, как нужно побеждать в играх Эл Ойын – важнейших для алтайского народа.
В переводе на русский Эл Ойын и означает народные игры, забавы, развлечения. На эти несколько дней в поле ставят аилы и юрты, на кострах готовят национальные блюда, и отовсюду доносятся песни кайчи, мелодии комуса, шоора, топшура, проходят танцы и спортивные состязания.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530728788_ttt_4163.jpg)
Бой на лошадях и укрощение строптивых
Самыми зрелищными в этом году стали состязания по теленгит куреш – это своеобразный бой на чубарых лошадях, напоминающих гигантских далматинцев, а также объездка скакунов.
«Согласно древней легенде лошадей чубарой породы боялась нечистая сила. Богатыри верили, что эти скакуны помогают отгонять злых духов, одерживать победы, творить добро», – рассказывают местные жители.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_121_1530724584_ttt_6059.jpg)
Этот вид спорта возродили в регионе всего несколько лет назад. Всадники без седел, стремян и каких-либо приспособлений борются, сидя верхом и полагаясь только на свою ловкость и мастерство.
По правилам, всадник может перепрыгнуть на лошадь противника, не касаясь земли и попытаться свалить его с лошади. Побеждает тот, кто останется на лошади после схватки. Не имеет значения, на своей или противника лошади окажется победитель.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530728488_ttt_5688.jpg)
Проигрывает тот, кто первым коснется земли или окажется скинутым.
Не менее красочными и даже несколько дикими смотрятся и соревнования по объездке необученных скакунов. Лошадей загоняют в пригон, затем выпускают.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530729899_ttt_6675.jpg)
Жеребца необходимо заарканить, привязать к коновязи, оседлать и проехаться. Выигрывает команда, которая справляется с этим за кратчайшее время.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_121_1530724635_ttt_6845.jpg)
Козлодрание и скачки
Гладкие скачки – довольно-таки зрелищный вид спорта в наши дни. Другое дело, азартная игра Кок бору, распространенная среди кыргызов, алтайцев, башкир, алтайцев, казахов и других кочевых народов Азии. По-другому ее еще называют козлодрание.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_121_1530724694_ttt_7799.jpg)
Кок-бору — это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, а затем забросить в «казан» (ворота) команды соперника.
Это очень древние состязания. Первоначально борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов.![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_121_1530724728_ttt_7188.jpg)
Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день.
Со временем игры видоизменялись, становились менее жестокими. Так, в ряде стран последние несколько лет во время игр вместо туши животного используют муляж.
Стрельба из лука, пояса и модный показ
Два дня на разных площадках праздника шли самые разные состязания. Сильнейшего определяли в традиционной борьбе тюрков – куреш. Это борьба на поясах, повязанных на соперниках. В этом году победитель абсолютного первенства получил чубарую лошадь в подарок. На прошлых играх он же выиграл автомобиль.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_121_1530724833_ttt_8171.jpg)
Меткость показывали десятки лучников, а самого ловкого определяли по итогам лазания на кедр – священное дерево для алтайцев.
Состоялись состязания по гиревому спорту — как среди мужчин, так и среди женщин. Особенно впечатляющими были соревнования по поднятию камня.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530729276_ttt_5047.jpg)
Здесь также прошел бег тонжоонов, когда бегун садит на спину другого человека, метание булавы, алтайские шашки – шатра, тебек – своеобразный аналог такого вида спорта, как сокс.
Состязались на играх и в камчы – этот вид спорта похож на славянские городки, однако их выбивают не палкой, а плеткой и по очереди.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530729426_ttt_4696.jpg)
Работала и большая вставка-ярмарка «Город мастеров», на открытии которой состоялся показ нарядов, стилизованных под алтайские национальные костюмы из войлока.
Демонстрирующих их девушек зрители назвали одним из главных украшений праздника.
![](http://info.sibnet.ru/ni/538/538764_59_1530729089_59_1530729066_ttt_4744.jpg)