Один из самых ярких советских лидеров Никита Хрущев родился 17 апреля 1894 года, прошел гражданскую войну, грузинскую, после активно двигался по партийной линии и возглавил страну в 1953 году. В народной памяти он остался острым на язык мастером народного слова. Свой крестьянский юмор Хрущев с успехом привнес во внешнюю политику, шокируя иностранных лидеров и ставя в тупик переводчиков.
Ворвавшись в международную политику, Хрущев на фоне
хладнокровных дипломатов советской школы выглядел эксцентрично. Он не лез за
словом в карман, без раздумий вступая в дискуссию с идеологическими противниками.
Был эмоционален, не сдерживал себя в выражениях.
И может быть, поэтому западные лидеры относились к нему с доверием, которое в итоге позволило вывести мир из под угрозы атомной войны, которая могла разразиться в результате Карибского кризиса в октябре 1962 года.
«Мы вас закопаем!»
В ноябре 1956 года Хрущев оконфузился в беседе с американскими дипломатами в Москве. Советский лидер вел дискуссию о непримиримых противоречиях капиталистической и социалистической систем. Он хотел процитировать тезис Маркса о том, что социализм является могильщиком капитализма, но вместо этого выдал фразу «Мы вас закопаем».
Это выражение Хрущеву понравилось, и он еще раз его повторил на встрече с иностранными журналистами в сентябре 1959 года. Эти слова вошли в историю, впоследствии трансформировавшись в «мы вас похороним».
Существует легенда, что Хрущев во время выступления на 15-й Ассамблее ООН пригрозил западным странам «кузькиной матерью» и переводчики перевели эти неизвестные им слова, как «мать Кузи». Впоследствии появился еще один вариант перевода — «мы вас похороним». На самом деле глава СССР тогда в ООН пообещал приготовить «могилу колониальному рабству». Но выражение «Кузькина мать» надолго вошло в политический лексикон, как синоним атомной бомбы и агрессивной политики СССР.
«Мать Кузи»
По воспоминаниям переводчика Виктора Суходрева, впервые Хрущев это выражение употребил в 1959 году в Москве перед вице-президентом США Ричардом Никсоном на открытие первой американской выставки. В пылу спора советский лидер пообещал Никсону, что Советский Союз догонит и перегонит Америку, и, мол, вообще: «Покажем мы вам кузькину мать!».
Переводчик от неожиданности растерялся и произнес неловкую фразу о матери Кузьмы. Американцы так тогда и не поняли, что имелось в виду.
Хрущев повторил понравившееся ему выражение во время визита в США в том же 1959 году. Он ехал по Лос-Анджелесу, смотрел на сытую жизнь и вновь вспомнил про Кузьку с матерью. И опять смутил переводчиков, но на этот раз он сам пришел им на выручку. «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела!», — сказал глава СССР.
«Свинья американская и свинья советская»
Во время того знаменательного визита в США Хрущев обогатил лексику не одним крылатым выражением. Считая себя знатоком сельского хозяйства, он посетил в штате Айова экспериментальную свиноферму. Один представитель принимающей стороны подарил советскому вождю статуэтку свиньи. Какие шутки Лаврова вошли в историю дипломатии
«Вот смотрите: замечательная свинья, американская. Но она имеет все свойства и советской свиньи. Американская свинья и советская — я убежден, что они могут вместе сосуществовать. Так почему же люди Советского Союза и Америки не могут сосуществовать в таком случае?», — задался вопросом Хрущев.
Тогда эксцентричный глава СССР был вообще настроен дружелюбно. Одного американского сенатора, который ему понравился, Хрущев спросил: «Откуда вы?» — «Из Миннеаполиса». Хрущев подошел к карте мира, обвел карандашом Миннеаполис и заявил: «Это чтобы я не забыл, что этот город должен уцелеть, когда полетят наши ракеты».
«У нас достаточно ракет!»
Международная обстановка обострялась, мир шел к Карибскому кризису и шутки Хрущева становились все более мрачными. В 1959 году советский вождь заявил шефу Центрального разведывательного управления США Алану Даллесу: «Я думаю, мы получаем одну и ту же информацию и, возможно, от тех же самых людей».
В ходе единственной встречи с президентом США Джоном Кеннеди,
которая состоялась 4 июня 1961 года в Вене, Хрущеву удалось срезать молодого и
харизматичного американского лидера. Хозяин Белого дома заявил: «У нас
достаточно ракет, чтобы тридцать раз уничтожить вас (СССР)». На это Хрущев
спокойно ответил: «У нас хватит только для одного раза, но нам этого
достаточно».
Но и Хрущев, и Кеннеди нашли в себе достаточно здравого смысла, чтобы пойти на взаимные уступки и выйти из Карибского кризиса. Оба лидера тогда подверглись жестокой критике внутри своих стран за якобы излишнюю уступчивость.
«А если бы мы не уступили, может быть, Америка больше уступила? Может быть, и так. Но это могло быть похоже на детскую сказку, когда два козла встретились на перекладине перед пропастью. Они проявили козлиную мудрость, и оба упали в пропасть», — ответил тогда на критику Хрущев.