НАВЕРХ

Первый выход и первое ЧП: космическая история СССР

Фото: © кадр из видео
Советский космонавт Алексей Леонов совершил второй по значимости после Юрия Гагарина космический подвиг. 18 марта 1965 года он впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2». Этот подвиг едва не закончился трагедией.

«Имей в ввиду: там никто никогда не был, никаких инструкций нет, обо всем докладывай, что там с тобой будет происходить. Не торопись, пожалуйста. Попутного тебе солнечного ветра!», — заявил перед полетом Леонову руководитель советской космической программы Сергей Королев.

Первыми выйти в открытый космос собирались американцы, чтобы взять реванш после триумфа Гагарина. Но Советскому Союзу и здесь удалось вырвать победу. 18 марта 1965 года ровно в 10.00 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с кораблем «Восход-2». Запуск американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля того же года.

«Беркут»

В состав экипажа «Восход-2» входили два космонавта — командир Павел Беляев (позывной «Алмаз-1») и пилот Алексей Леонов (позывной «Алмаз-2»). Оба офицеры — военные летчики. Отобрали их после жесточайших испытаний и подготовки. Беляев был самым опытным летчиком в первом отряде космонавтов, Леонов отличался уникальной выносливостью — он лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге.

Фото: © Роскосмос

Столь же тщательно подготовили и корабль. На нем была установлена «мягкая» шлюзовая камера, которая имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций. Камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. Перед спуском на 3емлю экипаж должен был ее отстрелить.

Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой. Внутри его поддерживалось избыточное давление. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от солнечных лучей и от возможных повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь пилоту, вышедшему в космос.

«Алмаз-2»

Сразу же после подъема на орбиту, экипаж стал готовиться к выходу в космос. В начале второго витка корабля вокруг Земли была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11.34, Леонов вышел из нее в космическое пространство. С кораблем его связывал фал длиной 5,35 метра, который состоял из стального троса и проводов для передачи данных о физическом состоянии, технических измерений, телефонной связи с командиром.

«Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."», — рассказывает после полета Леонов.

В открытом космосе он выполнил ряд заданий. Совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала.

Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу». И тут возникли сложности. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались.

«Я принимаю решение сбросить давление, чтобы убрать жесткость скафандра. А при этом что может произойти? Закипание азота в крови. Тогда крышка! Глаза проваливаются! Но у меня выбора нет. И я молча все это проделываю. Сбросив давление, меняю позицию», — продолжает Леонов. 

Скафандр немного уменьшился в размерах и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, космонавт протиснулся в него головой вперед. Уже в шлюзе он разворачивался, так как иначе ему бы не удалось перейти в корабль. Сделать это было крайне сложно: внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. Но Леонову удалось. По его словам, за полтора часа он сбросил 6 килограммов. Первые на орбите: как дворняги космос покоряли

После его отчитали за то, что не доложил о ЧП в Центр управления полетами и нарушил инструкцию. «Я им говорю: послушайте, у меня оставалось жизни в скафандре — на тридцать минут. И если бы я вам доложил, что вы стали бы делать? Вы бы стали немедленно формировать комиссию. И формировали бы ее минут двадцать. А дальше что? А дальше вы бы меня начали расспрашивать, и расспрашивали бы минут тридцать», — сетовал Леонов.

Разбор той ситуации прекратил Королев, сказав лишь: «Алеша прав».

«Восход-2»

На возращении в корабль Леонова приключения для этого экипажа не закончились. При подготовке к посадке не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому вовремя не включилась тормозная двигательная установка. Космонавты вынуждены были садиться не в автоматическом, а в ручном режиме.

И тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались. Сработал клапан разгерметизации. И опять повезло — Леонов и Беляев были в скафандрах.

Эта была первая посадка в ручном режиме. Обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта нельзя заглянуть в иллюминатор, чтобы оценить положение корабля. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Фото: NASA

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. Группа спасателей добралась до космонавтов на лыжах только на следующие сутки. На месте посадки построили бревенчатую избушку-шалаш для ночлега. Площадку для приема вертолета приготовили только 21 марта. В тот день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра.

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Еще по теме
Древние мегаструктуры нашли в Млечном Пути
Землю накрыла магнитная буря четвертого уровня
Отменен запуск экипажа МКС с двумя женщинами
Темная материя сенсационно «исчезла»
смотреть все
Обсуждение (5)