Магистрант Томского госуниверситета разрабатывает полупроводниковый газовый сенсор, который позволит предотвратить чрезвычайные ситуации во время работы или транспортировки топлива, а также снизить риск экологических катастроф, сообщает пресс-служба вуза.
Прибор предназначен для обнаружения следовых концентраций паров авиационного керосина на аэродромах и авианосцах.
Ученые объясняют, что даже небольшое превышение концентрации токсичных паров авиационного керосина в воздухе вредно для здоровья. А в насыщенном кислородом воздухе они образуют взрывоопасную смесь, которая при проливах топлива может вызвать возгорание и экологические катастрофы.
«Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходим непрерывный мониторинг воздуха. Сейчас для этого используются дорогостоящие системы контроля, включающие электрохимические или оптические датчики», – рассказывает Богдан Кушнарев
У этих систем ограничен диапазон рабочих температур, давлений, влажности воздуха, концентраций сопутствующих компонентов. Они требуют частой поверки, время срабатывания может достигать 1,5 минуты, а потому системы сообщают об уже свершившейся ЧС, но не предупреждают о ее возможности, когда катастрофу еще можно предотвратить.
Радиофизик планирует создать полупроводниковый газовый сенсор на основе тонких пленок диоксида олова с использованием технологии, разработанной в лаборатории полупроводниковых приборов СФТИ. Эксплуатировать его можно будет при температуре от -20 до +50 градусов.
Работу планируется закончить в 2020 году. Созданный сенсор можно будет использовать в системах контроля ПДК паров авиационного керосина на аэродромах и авианосцах.