НАВЕРХ

Что случилось с Ан-148: очевидные и невероятные версии катастрофы

Фото: Papas Dos from Moscow, Russia / CC BY 2.0

Эксперты в общих чертах восстановили обстоятельства последнего полета пассажирского Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» и назвали возможные причины катастрофы самолета, унесшей жизни 71 человека.

Ан-148 «Саратовских авиалиний», следующий рейсом 6W 703 Москва—Орск, должен был вылететь из аэропорта Домодедово в 14.00 по московскому времени, однако смог подняться в воздух только в 14.24. Задержка не была вызвана техническими неисправностями: экипаж с опозданием получил от диспетчера разрешение на взлет.

Полет продлился лишь четыре минуты. По информации на текущий момент, экипаж не сообщал о каких-либо проблемах с лайнером, не слышали диспетчеры и криков отчаяния, свидетельствующих, что произошла чрезвычайная ситуация. Самолет просто перестал отвечать на запросы.

При этом радары зафиксировали странное поведение воздушного судна. Непосредственно перед падением самолет, набрав высоту примерно в 1800 метров и скорость около 600 км/ч, неожиданно резко «нырнул» вниз до 1500 метров. Затем лайнер вновь набрал высоту и сразу же рухнул вниз. Радары потеряли его на высоте в 900 метров в 14.28 по Москве. 

Фото: © МЧС РФ

Самолет

Крушение Ан-148 в Подмосковье стало вторым для самолетов этого типа. Первая катастрофа произошла 5 марта 2011 года, тогда лайнер разбился в ходе учебно-тренировочного полета. Погибли все шесть находящихся на борту человек. Причиной крушения стала несогласованность действий экипажа при отработке режима экстренного снижения.

Специалисты считают этот тип самолета надежным. Недаром его в качестве президентского борта выбрал глава Украины Петр Порошенко. «Ан-148 — это дальнейшее развитие самолетов Ан-72 и Ан-74. Это довольно-таки надежный самолет. "Детский " свой период он прожил и прошел. Два двигателя хороших у них, очень надежных, система управления автоматическая», — считает российский летчик-испытатель Александр Лавриков.

Экипаж

Не вызывает сомнений и квалификация пилотов. Как сообщили в «Саратовских авиалиниях», командир экипажа Валерий Губанов имел солидный опыт работы: общий налет у него составлял 5 тысяч часов, на Ан-148 — 2,8 тысячи часов. До перехода в гражданскую авиацию он служил в военной, участвовал в боевых действиях. Второй пилот Сергей Гамбарян имел на своем счету 812 часов налета.Пассажирский самолет Ан-148. СПРАВКА

То, как действовал экипаж в критические минуты, покажет расшифровка параметрического и речевого «черных ящиков», один из которых уже найден спасателями на месте катастрофы. Сейчас эксперты задаются вопросом, почему экипаж не доложил о каких-либо неприятностях на борту и не подал сигнал бедствия.

Заслуженный пилот России Владимир Романенко рассказал РБК, что это говорит о мгновенном развитии критической ситуации. При этом экипаж, возможно, понял, что происходит, но не смог или не успел сориентироваться и сообщить об этом. К тому же у пилотов есть правило: в случае кризисной ситуации, сначала восстанавливай управление самолетом, потом докладывай.

Обледенение

Одна из самых очевидных версий авиакатастрофы зимой — обледенение. Во время стоянки самолет может покрыться слоем льда.  В условиях, когда происходит обледенение плоскостей и механизации крыла, у судна меняются аэродинамические характеристики, они попросту могут потерять подъемную силу. Чтобы избежать этого, самолет перед влетом обливают специальной жидкостью.

Командир Ан-148 отказался проводить противообледенительные работы, поскольку погодные условия на тот момент позволяли обойтись без этой процедуры. «Зачастую, чтобы сэкономить время, экипаж отказывается от этой процедуры», — приводит РБК слова источника из технической службы «Домодедово».

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты не исключили обледенение самолета и в полете. Но происходит оно сразу после взлета, а не спустя несколько минут. однако в данном случае нестабильная погода могла внести неожиданные коррективы.

Технические проблемы

Наиболее вероятными специалисты считают несколько версий. Одна из них — моментальное разрушение двигателя во время полета. В таком случае разлетающиеся с огромной скоростью в разные стороны лопасти турбины могут вывести из строя критически важные органы управления самолетом, и он рухнет вниз. Впрочем, по последним данным, двигатели Ан-148 работали вплоть до столкновения с землей.

В разговоре с РБК авиаэксперты представили еще одну версию. Судя по разбросу обломков, борт, скорее всего, начал разрушаться еще в воздухе — это могло произойти, в том числе из-за «усталостного разрушения» одного из элементов конструкции.

«При изготовлении какой-то детали силовой конструкции могла возникнуть микротрещина, которая в последствии стала больше. Внешним осмотром ее не заметишь, аппаратурой системы контроля, которая используется при ежедневной эксплуатации, ее тоже сложно выявить», — пояснил заслуженный летчик-испытатель, специалист по расследованиям авиакатастроф гражданской авиации Владимир Бирюков.

По словам его коллеги Лаврикова, причиной катастрофы мог стать отказ стабилизатора, который управляет высотой полета самолета. После уборки механизации крыла (закрылков и предкрылков) во время взлета стабилизатор должен был автоматически установиться в новое положение, однако этого могло не произойти.

«Поэтому версия может быть: если его все-таки обработали жидкостью, то в процессе выруливания и взлета он, к примеру, набрал лед на крыло, и поэтому ему не хватило подъемной силы или управляемости стабилизатора перевести в дальнейший набор. И самолет практически неуправляемый, но, сохраняя свою устойчивость по пути, по крену, он просто столкнулся с землей с маленьким углом и как бы по касательной», — сказал Лавриков, отметив, что «у пилотов не хватило управляемости самолета перевести его в набор».

Теракт

Источник, знакомый с ходом расследования, рассказал федеральным СМИ, что следователи рассматривают все возможные версии авиакатастрофы, включая террористический акт: «Эта версия вряд ли будет приоритетной, так как эксперты-взрывотехники, которые провели экспресс-анализ части обломков самолета, не нашли на них микрочастицы взрывчатого вещества».

Но официально версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается окончательно. Даже самые предварительные выводы на этот счет можно будет делать после расшифровки «черных ящиков» и полного исследования обломков самолета на наличие остатков взрывчатых веществ.Места и одежда: есть ли шанс выжить в авиакатастрофе?

Тем временем Следственный комитет России официально сообщил, что в момент падения возгорания на воздушном судне не было, он «находился в целостности». Взрыв произошел только после столкновения с землей.

Сейчас проводятся обыски и изымаются документы в офисах авиакомпании «Саратовские авиалинии» и аэропортах. Уже изъяты образцы топлива, файлы радиообмена диспетчеров и командира воздушного судна, файлы системы слежения за самолетом на земле и в воздухе и электронные записи показателей радара полета судна.

Следователи рассматривают несколько типовых для таких ЧП версий: плохие погодные условия, человеческий фактор и технические неисправности. Однако ни одна из них пока не считается приоритетной.

Как гласит статистика, в подавляющем большинстве случаев, причиной авиакатастроф является стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов. Официальную причину назовет Межгосударственный авиационный комитет (МАК) после окончания расследования, которое, как правило, занимает несколько месяцев.

Фото: © пресс-служба МЧС РФ

Обсуждение (24) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (24)
0
Добавить комментарий