«Человек привык в прямом и переносном смысле смотреть вперед — для нас крайне неестественно думать о том, что происходит позади или по сторонам. Однако если мы будем мыслить "всесторонне", то сможем ускорить движение на дорогах, не строя новые автомагистрали и не меняя инфраструктуру», — процитировал журнал IEEE Transactions on IntelligentTransportation Systems Лян Вана из Массачусетского технологического института.
Ученые представили себе автомобили в виде набора
грузов, связанных друг с другом пружинами и гасителями колебаний. Подобный
простой подход, как объясняют математики, позволяет моделировать ситуацию, в
которой одна из машин начинает резко сбрасывать скорость, что заставляет
остальные автомобили тормозить, чтобы избежать столкновения.
В результате этого возникает своеобразная волна, которая движется через другие машины и постепенно гаснет. Если таких волн образуется немного, поток движется с более-менее равномерной скоростью, а при превышении некоторой критической отметки возникнет пробка, машины начнут двигаться рывками.
Как показывают расчеты ученых, подобные «пробочные волны» дольше всего существуют и дальше распространяются по потоку, если автомобили распределены по нему неравномерно — часть из них «наступает на пятки» впереди идущим, а другие отстают от первой машины.
Соответственно, если бы водители выдерживали дистанцию по отношению к каждому соседнему автомобилю, то потенциальные очаги пробок исчезали бы максимально быстро. Конечно, человек не может постоянно смотреть во все стороны — подобную задачу способны решить набор датчиков и простейший бортовой компьютер, который будет измерять расстояние до соседних машин и выдерживать дистанцию.