В чем реальный вред микроволновки: правда и мифы

Фото: xJason.Rogersx / Attribution License

Американский инженер-самоучка придумал микроволновую печь по ошибке, но сейчас СВЧ-печь входит в топ-100 самых продаваемых устройств в мире. При этом о микроволновке продолжают распространяться небылицы. Действительно ли излучение опасно, а приготовленная еда может вызвать рак? Ученые и эксперты сферы электроники прокомментировали распространенные мифы.

День рождения микроволновой печи отмечают 6 декабря. В этот день в 1946 году американский инженер Перси Спенсер получил на руки патент об изобретении нового прибора.

Микроволновку, или СВЧ-печь (печь со сверхвысокочастотным излучением) изобрели случайно. Спенсер работал в компании Raytheon, занимающейся изготовлением оборудования для радаров. По одной из версий, он стоял рядом с работающим магнетроном — прибором, генерирующим микроволновые радиосигналы, — и обнаружил, что шоколадный батончик в кармане его брюк расплавился. В другой истории инженер оставил на магнетроне бутерброд с сыром, который нагрелся.

Первая увидевшая свет микроволновая печь Radarange была гигантской — высота с человека, массой 340 килограммов и мощностью три киловатта. Ее использовали в армии для размораживания еды. Серийное производство бытовых микроволновых печей наладили только в 1960-х годах.

Миф первый

Молекулярная структура еды меняется в СВЧ-печи, продукты становятся опасными, в них снижается количество питательных веществ, такие продукты могут вызвать рак.

Этот распространенный миф появился из-за легенды, что немецкие ученые первыми, еще во Время второй мировой войны, сконструировали СВЧ-печь Radiomissor. В ней разогревали питания для армии, но, так как еда оказалась опасной, от нее отказались.

По другой легенде, советские ученые доказали, что такая печь несет вред для организма, и в 1976 году микроволновки запретили. Однако в СССР с 1980-х выпускали этот бытовой прибор — «ЗИЛ» на одноименном заводе, «Мрия МВ», «Днепрянка-1» и «Днепрянка-2» в Днепропетровске.Зачем солнечные батареи на крыше каждого дома?

Директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания, врач высшей категории Яков Новоселов, комментируя утверждение о вреде микроволновых печей, заявил, что доказанных наукой свидетельств этого нет.

«В чем заключается механизм действия данного прибора? Это микроволновое излучение, которое, скажем так, увеличивает скорость движения молекул, в результате чего происходит нагревание. Это более быстрый процесс, чем при варке или разогревании на плите. Чем быстрее мы разогреваем, тем меньше становится питательная ценность продукта. Например, если мы быстро разморозим курицу в микроволновке или под горячей водой, менее четырех часов, то вкус будет немножко другой», — отметил Новоселов.

По его словам, при быстром разогревании происходит нарушение структуры мышечных волокон и небольшое разрушение структуры белка. Но это абсолютно невредно, никаких новых химических веществ, опасных соединений не образуется.

Чтобы сварить яйцо в микроволновке, надо разбить его в емкость с водой и проткнуть желток. Затем поставить тарелку в печь на 1 минуту. Если готовить яйцо в скорлупе, оно взорвется.

«Если рассматривать любой вид готовки, то можно выявить в каждом вредные факторы. Жарить вредно — это масло и канцерогены. Кто-то избегает мучного, потому и к выпечке относится с подозрением. Микроволновая печь как никакой другой прибор, если не брать в расчет дорогие пароконвектоматы, умеет бережно разморозить пищу или разогреть ее», — высказал мнение помощник коммерческого директора сети магазинов «Рембыттехника» Валерий Котельников.

Он добавил, что при готовке в СВЧ-печи есть свои нюансы, это надо уметь. Например, пользоваться грилем для придания цвета корочке.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Создан приезжающий на голос хозяина холодильник

Всемирная организация здравоохранения вынесла окончательный вердикт микроволновкам в 2008 году: в СВЧ используется излучение, не оказывающее вредного влияния ни на человека, ни на еду. Однако люди с вживленными сердечными стимуляторами могут быть чувствительны к интенсивности потока микроволн. Но им надо отказаться не только от микроволновок, но и сотовых телефонов.

Миф второй

Находиться рядом с микроволновкой опасно из-за ее излучения. Особенно оно вредно при открытой дверце.

«Микроволновое излучение — это нерадиоактивное излучение. Излучение, представляющее опасность для человека, имеет гораздо большую частоту, чем та, которая используется в микроволновых печах», — комментировал изданию The Village директор департамента потребительской электроники Samsung Electronics Rus Company Алексей Мамушкин.

СВЧ-печи снабжены специальной металлической сеточкой на дверце, поэтому излучение не выходит за объем прибора и совершенно безопасно для человека во время эксплуатации.

«Что касается эксплуатации при открытой дверце, то это недопустимо. Это нарушает экранирование СВЧ-излучения. Но исправный прибор и не допустит включения с открытой дверью, предусмотрено принудительное выключение», — добавил Котельников.

Миф третий

Пластиковая посуда при нагревании в микроволновке вредит здоровью.

Представитель сети бытовой техники пояснил, что только специальная пластиковая посуда годится не только для готовки, но и вообще для контакта с горячей пищей.

Составлен топ лучших гаджетов 2017 года

«Надо очень внимательно читать маркировку, чтобы понимать, из какого пластика посуда сделана. Все мы знаем, чтобы не допустить загрязнения прибора брызгами кипящего жира, еду следует накрывать легкой пластиковой крышкой. И это безопасно, так как пластик пищевой и рассчитан на это. Лучше всего использовать стеклянную посуду», — пояснил собеседник.

Специалист отметил, что в печи нельзя использовать фольгу, металлическую посуду, а также предметы с металлическим или золотым декором. Переменное электрическое поле микроволнового излучения приведет к появлению в металлических предметах наведенных токов. Эти токи не страшны, но их плотность может оказаться столь высокой, что ободок, а с ним и посуда, перегреется и разрушится. Кроме того, отраженные волны попадая обратно в магнетрон, могут вызвать его перегрев и выход из строя.

Старую губку для посуды можно продезинфицировать в СВЧ-печи. Ее надо положить в миску с водой, 2–3 каплями уксуса или лимонного сока. За 1 минуту микроволны убьют все микробы в поролоне. Мощность можно выставить в диапазоне от 600 до 1 тысячи Вт.

Миф четвертый

Дешевые микроволновки более опасны, чем дорогие.

«Все приборы, выходящие на рынок, одинаково безопасны. Практически все производители на нашем рынке имеют широкую географию присутствия. И мы все знаем, как западные потребители относятся к своей безопасности. Малейшая угроза здоровью — и производитель будет разбираться с этим вопросом в суде», — прокомментировал этот миф Котельников.

Американец «зарядил» смартфон в микроволновке

По его словам, стоимость прибора, скорее, говорит об оснащенности прибора, качестве материалов и узлов. Микроволновки дополняют грилем, электронными поваренными книгами, дисплеем. Более дорогие печи более мощные, это позволяет глубже проникать излучению в пищу, «чтобы не было такого, что снаружи все уже шкварчит, а внутри ледышка».

Самой новой сейчас является инверторная технология, которая позволяет обойтись без поворотного стола и очень равномерно распределяет энергию по объему СВЧ-печи.

Миф пятый

Микроволновые печи влияют на сигнал Wi-Fi.

Это действительно так. «Магнетрон СВЧ-печи работает на частоте 2,45 ГГц, и в той же области частотного диапазона происходит обмен данными между роутером Wi-Fi и сопутствующими устройствами. Микроволновка генерирует электромагнитное поле, которое искажает сигнал Wi-Fi настолько, что система коррекции ошибок устройств уже не может восстановить информацию, и пользователь оповещается о потере сигнала», — говорится в исследовании организации «Росконтроль».

Но такой эффект можно наблюдать лишь в том случае, если ноутбук или планшет расположены в метре от микроволновки, либо печь находится между вашим гаджетом и роутером, препятствуя прохождению сигнала напрямую.