Найдена самая древняя спиральная галактика

Фото: NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA) Acknowledgement: William Blair (Johns Hopkins University)

Астрономы выяснили, что самой древней спиральной галактикой из известных на сегодняшний день является галактическое образование A1689B11, появившееся спустя 2,6 миллиарда лет после Большого взрыва.

Примерно у 70% близких к нам галактик встречаются спиральные рукава. В них содержится значительная часть пыли и газа, а также горячих молодых звезд высокой светимости. Несмотря на то, что звезды могут покидать галактические рукава во время движения по круговой орбите, эти структуры крайне устойчивы. Изучение древних спиральных галактик помогает лучше понять их эволюцию, а также определить, когда стало возможным образование подобных объектов, пишет портал N+1 со ссылкой на ArXiv.org

Авторы новой работы изучили галактику A1689B11, которая возникла еще 11 миллиардов лет назад (красное смещение z = 2,54). Астрономы вели наблюдения с помощью спектрографа (NIFS) в обсерватории Gemini. Детально исследовать столь далекую галактику помогло то, что яркость A1689B11 была усилена гравитационной линзой — большим и массивным галактическим скоплением Abell 1689. Кроме того, скопление удвоило изображение галактики: наиболее известным примером такого явления считается Крест Эйнштейна.

В результате исследователям удалось обнаружить примитивные, пока еще только зарождающиеся спиральные рукава галактики. По мнению ученых, A1689B11 принадлежит к редкому классу древних спиральных галактик (z 2), у которых начал формироваться тонкий диск — один из компонентов галактической структуры. Астрономы также смогли оценить скорость образования звезд в A1689B11: она составляет 22 ± 2 солнечные массы в год.