НАВЕРХ

В обход Москвы: что ждёт сибирские аэропорты

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Способна ли авиация в Сибири выйти на столичный уровень и в чём она проигрывает железной дороге? У какого города больше всего шансов создать узловой аэропорт, чтобы обходиться без Москвы? Эти и другие вопросы региональной авиации обсудили на форуме «Транспорт Сибири».

Региональные авиаперевозки с каждым годом становятся всё популярнее, отмечают специалисты. Точную картину на форуме прояснил эксперт комитета Госдумы по транспорту, директор научного центра Института гражданской авиации Александр Фридлянд.

По его информации, ещё в 2000 году воздушный транспорт внутри России в четыре раза уступал железнодорожному. К прошлому году авиация железную дорогу уже опередила при том, что суммы субсидий для первого вида транспорта в несколько раз меньше, чем для второго. Чтобы удержать позиции, авиакомпания стараются держать невысокие цены. Субсидированное небо Сибири: тест-драйв дешевого билета

«Мы не должны обольщаться этим ростом — этот просто отскок после сильного шока и провала, связанных с девальвацией. Воздушным транспортом пользуется определённый слой, он несколько отправился от шока и возвращается к своим стандартам», — рассказал эксперт.

По данным замглавы Минтранса РФ Валерия Окулова, одной из основных проблем авиации станет то, что в следующем году закончится льгота по НДС для этой отрасли. Сейчас ставка составляет 10%, без льготы она будет 18%.

В это время скидка для железных дорог продлится ещё 12 лет. Поэтому авиация находится «в ущемлённом положении», считает представитель министерства.

«Нам трудно рассчитывать на обнуление НДС, хотя, конечно, мы с такими предложениями выходим. А вот сохранить НДС 10% на внутренние воздушные линии, а в отношении труднодоступных и софинансируемых НДС — 0%. Это уже будет использование не только субсидирования, но и механизма налогового стимулирования развития региональных перевозок», — предложил замминистра.

Обойтись без Москвы?

По данным Фридлянда за прошлый год, внутри страны летало 42,1 миллиона пассажиров. Примерно каждый четвёртый летает через Сибирь и только каждый десятый из этих 10 миллионов — внутри Сибирского федерального округа.

Основная идея экспертов в сфере воздушного транспорта — сделать так, чтобы региональные перевозки не были «зациклены» на Москве, и в Сибири тоже были свои узловые аэропорты (хабы), в которых было бы удобно пересаживаться с рейса на рейс.

«Наибольшие возможности для создания хаба у Новосибирска из-за наличия крупной базовой авиакомпании», — высказал мнение Александр Фридлянд, имея в виду S7.

По его информации, по количеству рейсов внутри Сибири лидирует компания Nordstar, уже потом идут S7, «Ангара» и UTair.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

S7 Airlines показала новый дизайн самолетов

«Думаю, программа (внутренних рейсов), которая запущена на самолётах Embraer, существенно изменит это соотношение в пользу S7», — считает Фридлянд.

По мнению начальника отдела программ по пассажирским перевозкам Международной ассоциации воздушного транспорта Владимира Проскурина, Новосибирск — не единственный претендент на создание узлового аэропорта.

«Я считаю, что и Красноярск, и Улан-Удэ могут получить все возможности для того, чтобы стать узловыми аэропортами. Но, в отличие от Толмачёво, им придётся более плотно работать с авиакомпаниями по их взаимодействию друг с другом», — сказал эксперт.

Замглавы Минтранса РФ Окулов считает, что шансы стать хабом есть также у Иркутска. Причём для этого не обязательно постоянно стыковать друг с другом рейсы авиакомпаний-конкурентов.

«Красноярску и Иркутску нужно привлекать хабообразующие компании и прилагать усилия, чтобы те компании, которые есть, становились хабообразующими», — пояснил Окулов.

У кого преимущества?

Тем временем Толмачёво планирует увеличить долю трансферных пассажиров до 34%, сообщил журналистам директор аэропорта Евгений Янкилевич. Сейчас тех, кто в этом аэропорту пересаживается с рейса на рейс, 20%.

«Самая высокая планка в Шереметьево — 34% доля трансфертных пассажиров. Теми темпами, которыми мы растем, думаю, это достижимо», — сказал Янкилевич, пояснив, что аэропорт проводит реконструкцию терминала, которая позволит пассажирам переходить по стерильной зоне между внутренними и международными рейсами. Это позволит сократить время стыковки. «Занимайте эшелон»: как работают авиадиспетчеры

Власти ещё одного лидера по авиасообщению в Сибири, Республики Бурятии, накануне заявили о том, что в регионе, помимо реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта, создадут собственную авиакомпанию.

«Если логистические проблемы решить, у нас конкурентов в Восточной Сибири не будет! В аэропорту "Байкал" сейчас строится новая взлётно-посадочная полоса, благодаря ей воздушная гавань Улан-Удэ сможет принимать все типы самолётов. Мы ведём переговоры о прямых авиарейсах с Китаем и Монголией — как о регулярных, так и о чартерных», — заявил ТАСС врио главы республики Алексей Цыденов.

Задачей новой местной авиакомпании станет развитие перевозок внутри региона и начало межрегиональных рейсов. У нынешней авиакомпании региона, «Бурятские авиалинии», перспектив нет, считает Цыденов.

Еще по теме
Минтранс запросил средств для выкупа зарубежных самолетов
Станция метро «Спортивная» снова не прошла госэкспертизу
Единую систему контроля за беспилотниками создадут в России
РЖД запретят высадку животных без хозяина из электричек
смотреть все
Обсуждение (4)