Способна ли авиация в Сибири выйти на столичный уровень и в чём она проигрывает железной дороге? У какого города больше всего шансов создать узловой аэропорт, чтобы обходиться без Москвы? Эти и другие вопросы региональной авиации обсудили на форуме «Транспорт Сибири».
Региональные авиаперевозки с каждым годом становятся всё популярнее, отмечают специалисты. Точную картину на форуме прояснил эксперт комитета Госдумы по транспорту, директор научного центра Института гражданской авиации Александр Фридлянд.
По его информации, ещё в 2000 году воздушный транспорт внутри России в четыре раза уступал железнодорожному. К прошлому году авиация железную дорогу уже опередила при том, что суммы субсидий для первого вида транспорта в несколько раз меньше, чем для второго. Чтобы удержать позиции, авиакомпания стараются держать невысокие цены. Субсидированное небо Сибири: тест-драйв дешевого билета
«Мы не должны обольщаться этим ростом — этот просто отскок после сильного шока и провала, связанных с девальвацией. Воздушным транспортом пользуется определённый слой, он несколько отправился от шока и возвращается к своим стандартам», — рассказал эксперт.
По данным замглавы Минтранса РФ Валерия Окулова, одной из основных проблем авиации станет то, что в следующем году закончится льгота по НДС для этой отрасли. Сейчас ставка составляет 10%, без льготы она будет 18%.
В это время скидка для железных дорог продлится ещё 12 лет. Поэтому авиация находится «в ущемлённом положении», считает представитель министерства.
«Нам трудно рассчитывать на обнуление НДС, хотя, конечно, мы с такими предложениями выходим. А вот сохранить НДС 10% на внутренние воздушные линии, а в отношении труднодоступных и софинансируемых НДС — 0%. Это уже будет использование не только субсидирования, но и механизма налогового стимулирования развития региональных перевозок», — предложил замминистра.
Обойтись без Москвы?
По данным Фридлянда за прошлый год, внутри страны летало 42,1 миллиона пассажиров. Примерно каждый четвёртый летает через Сибирь и только каждый десятый из этих 10 миллионов — внутри Сибирского федерального округа.
Основная идея экспертов в сфере воздушного транспорта — сделать так, чтобы региональные перевозки не были «зациклены» на Москве, и в Сибири тоже были свои узловые аэропорты (хабы), в которых было бы удобно пересаживаться с рейса на рейс.
«Наибольшие возможности для создания хаба у Новосибирска из-за наличия крупной базовой авиакомпании», — высказал мнение Александр Фридлянд, имея в виду S7.
По его информации, по количеству рейсов внутри Сибири
лидирует компания Nordstar,
уже потом идут S7, «Ангара»
и UTair.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
S7 Airlines показала новый дизайн самолетов«Думаю, программа (внутренних рейсов), которая запущена на самолётах Embraer, существенно изменит это соотношение в пользу S7», — считает Фридлянд.
По мнению начальника отдела программ по пассажирским перевозкам Международной ассоциации воздушного транспорта Владимира Проскурина, Новосибирск — не единственный претендент на создание узлового аэропорта.
«Я считаю, что и Красноярск, и Улан-Удэ могут получить все
возможности для того, чтобы стать узловыми аэропортами. Но, в отличие от
Толмачёво, им придётся более плотно работать с авиакомпаниями по их
взаимодействию друг с другом», — сказал эксперт.
Замглавы Минтранса РФ Окулов считает, что шансы стать хабом есть также у Иркутска. Причём для этого не обязательно постоянно стыковать друг с другом рейсы авиакомпаний-конкурентов.
«Красноярску и Иркутску нужно привлекать хабообразующие компании и прилагать усилия, чтобы те компании, которые есть, становились хабообразующими», — пояснил Окулов.
У кого преимущества?
Тем временем Толмачёво планирует увеличить долю
трансферных пассажиров до 34%, сообщил журналистам директор аэропорта Евгений
Янкилевич. Сейчас тех, кто в этом аэропорту пересаживается с рейса на рейс,
20%.
«Самая высокая планка в Шереметьево — 34% доля трансфертных пассажиров. Теми темпами, которыми мы растем, думаю, это достижимо», — сказал Янкилевич, пояснив, что аэропорт проводит реконструкцию терминала, которая позволит пассажирам переходить по стерильной зоне между внутренними и международными рейсами. Это позволит сократить время стыковки. «Занимайте эшелон»: как работают авиадиспетчеры
Власти ещё одного лидера по авиасообщению в Сибири, Республики Бурятии, накануне заявили о том, что в регионе, помимо реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта, создадут собственную авиакомпанию.
«Если логистические проблемы решить, у нас конкурентов в Восточной Сибири не будет! В аэропорту "Байкал" сейчас строится новая взлётно-посадочная полоса, благодаря ей воздушная гавань Улан-Удэ сможет принимать все типы самолётов. Мы ведём переговоры о прямых авиарейсах с Китаем и Монголией — как о регулярных, так и о чартерных», — заявил ТАСС врио главы республики Алексей Цыденов.
Задачей новой местной авиакомпании станет развитие перевозок внутри региона и начало межрегиональных рейсов. У нынешней авиакомпании региона, «Бурятские авиалинии», перспектив нет, считает Цыденов.