НАВЕРХ

Трамваи в Новосибирске начали модернизировать по-белорусски

Фото: © Юрий Бессмельцев

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в среду оценил первый трамвай, модернизированный на производственной площадке ООО «БКМ-Сибирь» — совместного российско-белорусского предприятия. Предполагается, что Новосибирск, где большая часть трамвайного парка изношена, получит целую серию таких вагонов. А в случае интереса соседних регионов предприятие может показать и неплохую экономическую эффективность. 

Проблема самого дешевого новосибирского транспорта назрела давно. Ежедневно в Новосибирске на линию выходит 139 трамваев. К 2017 году порядка 60% трамваев города находятся в изношенном состоянии. Срок службы у 77 вагонов превышен примерно на 16 лет. При этом на долю этого самого дешевого и «социального» вида транспорта приходится 6,2% пассажирских перевозок Новосибирска. Ежемесячно трамваи перевозили порядка 1 миллиона 900 тысяч пассажиров.

Фото: © Юрий Бессмельцев

Кризис этого вида транспорта начался в 90-х прошлого века, когда вагоны начали приходить в негодность и количество трамваев сокращаться. Если в 1991 году новосибирских трамваев насчитывалось 500, то теперь их осталось менее 200.

В целом в России производство трамваев снижалось на протяжении нескольких лет: в 2013 году в стране было произведено 137 трамваев, в 2014 году — 104, в 2015 году — 31. В 2015 году из федерального бюджета выделено 384 миллиона рублей субсидий восьми субъектам РФ на закупку троллейбусов и трамвайных вагонов в рамках госпрограммы развития промышленности, но ни одного сибирского региона в списке получивших субсидии не было.

В 2017 году в Новосибирске начало работу новое производство по сборке трамваев — ООО «БКМ-Сибирь» — совместное предприятие новосибирких властей и  белорусского завода «Белкоммунмаш». Каждой стороне в этом СП принадлежит по 50%. Уставный капитал ООО составил 1 миллион рублей.

В первый год работы новое предприятие запланировало модернизировать 12 трамваев, на эти цели из бюджетов города и области планируется выделить 204 миллиона рублей. Сейчас предприятие выпустило свой первый трамвай, который и продемонстрировали мэру Новосибирска Анатолию Локтю.

Фото: © Юрий Бессмельцев

Комфортабельный салон с оборудованной кондиционером кабиной, мягкими сидениями и приспособлениями для помощи инвалидам и пожилым людям чрезвычайно понравились градоначальнику. После осмотра Локоть в обществе журналистов совершил пробный, непродолжительный заезд по депо.

«Сколько стоит проезд?», — шутливо спрашивали журналисты у мэра.

«Сто рублей. А если с музыкой — двести», — смеялся Локоть.

Фото: © Юрий Бессмельцев

Вагончик тронется

Мэр рассказал журналистам, как было создано совместное предприятие и почему возникла мысль обновить трамвайный парк, пребывающий в весьма плачевном состоянии.

«Во многом все двигалось за счет энтузиазма людей. Появилась идея и ее нужно было реализовывать. Дело в том, что у нас большой и крайне изношенный парк трамваев. Мы могли либо встать перед катастрофической заменой всего парка, либо предпринять какие-либо меры по капитальному ремонту», — сказал Локоть. 

По его словам, в качестве положительного примера был взят метрополитен, где достаточно устойчиво занимаются ремонтом, заменой вагонов и прочим. Эту же схему решили применить и здесь, с белорусскими партнерами на базе трамвайного депо ООО «БКМ Сибирь».

Фото: © Юрий Бессмельцев

«Новый трамвай — первенец производства. Вагон пришел из Белоруссии, а вот начинка, управление, силовые агрегаты — это наше производство. В целом, трамвай собирается здесь. Закупать технику у белорусских партнеров оказалось слишком накладно, потому было решено создать совместное предприятие, что выгодно обеим сторонам», — заявил Анатолий Локоть.

Цена вопроса

Решение о создании совместного предприятия было принято после анализа ценовой политики. Новый вагон полностью российского производства стоит примерно 25 миллионов рублей, в зависимости от комплектности и модернизации. Импортный стоит еще дороже — примерно 30 миллионов.

Вагон совместной российско-белорусской сборки обошелся в 18 миллионов рублей, при этом — это пусковой образец. В случае запуска в серию показатель цены упадет примерно в полтора раза.

По словам мэра, в производстве новых вагонов власти видят огромную перспективу. Заказ на технику большой. При поддержке областного бюджета предполагается сформировать годовую программу модернизации общественного транспорта. В этом году планируется запустить 10 вагонов. Пока с белорусскими партнерами договорились на поставку трех трамваев.

Фото: © Юрий Бессмельцев

Выбор белорусской стороны оказался не случаен. Белоруссия на сегодняшний момент лидирует по производству трамваев по самым современным технологиям. Однако существует определенный нюанс — рельсы для новых вагонов тоже должны быть современными.

«Невозможно заменять только вагоны. Предстоит заменить весь рельсовый путь, иначе за несколько месяцев новые трамваи попросту износятся», — заявил Локоть. Списанные московские трамваи поехали по новой ветке в Новосибирске

В Новосибирске больше трети трамвайных путей находятся в аварийном состоянии, а это около 50 километров. За последние пять лет капитально отремонтировали только 11 километров. При таком состоянии путей новые вагоны действительно скоро износятся, но другого рельсового пути для трамваев в Новосибирске нет.

Производство новых трамваев тоже было сопряжено с определенными трудностями. После создания совместного предприятия кузов вагона — новенький, со свежей покраской, упакованными в полиэтилен сидениями — был доставлен из Белоруссии. С механическим оборудованием дела обстояли хуже.

«То оборудование, которое нам отдавали под капитальный ремонт, никуда не годилось. Примерно 60% оборудования мы закупили в Челябинске, но основную работу проводили здесь, в Новосибирске», — рассказывает генеральный директор ООО «БКМ Сибирь» Александр Евдокимов.

Инвалидам и пенсионерам станет комфортнее

По словам инженера-механника ООО «БКМ Сибирь» Геннадия Дьячкова, новый трамвай соответствует всем современным требованиям эксплуатации, с модернизированной панелью управления. Водителю проще управлять таким вагоном. А просторный комфортабельный салон с мягкими сидениями наверняка понравится пассажирам.

«В пассажирском салоне установлены воздушные обогреватели. У водителя хороший обзор. Кроме того вход приспособлен для помощи инвалидам и пожилым людям. Для этой цели у входа в салон установлена кнопка для оповещения водителя, водитель выйдет, откинет пандус и поможет инвалиду подняться в салон», — рассказывает Дьячков.

Фото: © Юрий Бессмельцев

По словам директора предприятия, управление трамваем стало проще, а вот обслуживать его — гораздо сложнее. Для этого требуются специалисты с высшим образованием. К счастью, на предприятии они имеются. Хотя, пока здесь работает всего семь человек. По словам Евдокимова, перспектива развития предприятия пока не ясна, и потому набирать дополнительный штат не имеет смысла.

Новосибирцам он обещал показать новый трамвай в конце июня. 24 июня вагон будет представлен на выставке ЭКСПО, а 28 числа вагон пройдет дополнительную наладку и тестирование на сертификацию. Кроме того, на ближайшем транспортном форуме планируется показать новый вагон. Делается это для того, чтобы соседи — омичи, барнаульцы, томичи и красноярцы — увидели возможности новосибирского предприятия.

Успешность предприятия ООО «БКМ Сибирь» будет полностью зависеть от заказов муниципальных властей, но зачастую бюджеты регионов не могут позволить себе такую дорогостоящих инвестиций, как обновление трамвайных и троллейбусных парков. Для Новосибирска это скорее имиджевый проект, чья эффективность в долгосрочном периоде может быть весьма сомнительной.

Фото: © Юрий Бессмельцев
Еще по теме
РЖД запустили PWA-версию для мобильной покупки билетов
«Аэрофлот» разрешил перевозить животных на соседнем кресле
Аэропорт в Республике Алтай выставили на продажу
Новосибирский депутат попросил паром из‑за ремонта двух мостов
смотреть все
Обсуждение (5)