Ученые извлекли ДНК древних людей из грязи в пещерах

Фото: Найт, Чарльз
Ученые научились извлекать ДНК древних людей из почв пещер, в которых те жили. По этой методике они выяснили, что денисовцы на Алтае появились раньше, чем неандертальцы.

Генетики уже знали, что некоторые химические вещества в осадочных породах могут «склеиваться» с молекулами ДНК, а потому решили проверить, найдут ли они фрагменты человеческой ДНК в почвах пещер и стоянок, где точно известно, что в древности жили люди, говорится в научной статье, опубликованной в журнале Science.

Генетический код и история

Новый вид человека – денсиовцев, обнаружили в Денисовой пещере на территории Алтайского края. Изначально ученые полагали, что денисовцы были родичами неандертальцев, живших здесь примерно 50 тысяч лет назад. Однако позже выяснилось, что возникли они гораздо раньше и вообще были отдельным подвидом людей.Гены загадочных древних сибиряков нашли у жителей Океании

Опираясь  на идею о том, что человек постоянно оставляет везде свою ДНК: частички кожи, волосы, продукты жизнедеятельности, ученые решили попробовать найти следы ДНК тех и других древних людей в почве пещеры и разобраться, в какие именно моменты времени они там жили.

Они собрали образцы почвы из семи самых известных пещер Европы и Азии, где жили неандертальцы, денисовцы и другие древние люди на протяжении последних 500 тысяч лет. Удалось найти множество обрывков человеческой митохондриальной ДНК в каждой из семи пещер.

В некоторых пещерах этих следов оказалось так много, что удалось восстановить всю историю жизни людей в них, а также понять, жили ли в них родичи или представители разных семейств человека.

«К примеру, следы "денисовцев" появляются в почвах Денисовой пещеры первыми, около 170 тысяч лет назад, а неандертальцы появились там гораздо позже. Как отмечают ученые, найденные ими обрывки ДНК, являются самым древним на сегодняшний день следом существования "денисовцев"», – цитирует публикацию РИА Новости.

Пещерные медведи и каннибалы

Как отмечает один из авторов открытия, они нашли следы ДНК не только человека, но и других животных. Их присутствие позволяет определить, что ели древние люди, и какие животные противостояли им в борьбе за удобные пещеры.Древние европейцы оказались каннибалами

Так, найдены обрывки ДНК мамонтов, а в хорватской пещере Виндия – следы генома пещерных медведей, которых древние люди уничтожили примерно 25 тысяч лет назад. Только в одной пещере – испанской Эль-Сидрон обнаружили лишь следы неандертальцев, но не животных.

«Это может объясняться и тем, что жители Эль-Сидрон, по мнению некоторых ученых, были каннибалами, или же тем, что пещера была предназначена для захоронения тел умерших родственников, и в ней никто постоянно не жил», – предполагают специалисты.