НАВЕРХ

Хозяин морей: Америка получила самый мощный в мире корабль

Фото: U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni

Американские судостроители впервые выпустили в море новейший атомный авианосец Gerald R. Ford, названный самым грозным кораблем мира. Его строительство, обошедшееся в астрономическую сумму, вызвало множество споров и даже скандалов. Ряд экспертов задались вопросом о целесообразности возведения подобных монстров.

Долгожданная премьера будущего «хозяина морей» неоднократно откладывалась. Согласно первоначальному плану, Gerald R. Ford должен был заменить в ВМС США первый американский авианосец USS CVN 65Enterprise, который вывели из боевого состава флота еще 2012 году.

Авианосец XXI века

И наконец 8 апреля Gerald R. Ford, официально получивший тактический номер USS CVN 78, впервые вывели в море на заводские ходовые испытания, во время которых будет проверена работа всех систем и соответствие корабля проектным характеристикам.

Передача авианосца ВМС США для прохождения государственных испытаний запланирована на сентябрь 2017 года. Полной оперативной готовности корабль, по всей видимости, достигнет не ранее 2020 года. До этого охранять американский порядок в Мировом океане будут десять авианосцев класса Nimitz.

Фото: Mass Communication Specialist's 2nd Class Kristopher Ruiz, Christopher Delano, Ryan Litzenberger

Gerald R. Ford должен стать головным кораблем новейшего класса авианосцев, которые придут на смену ветеранам проекта Nimitz, уже полвека составляющим основу авианосных сил ВМС США. Его строительство было начато на верфи Newport News Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния) 11 августа 2005 года, церемония официальной закладки корабля состоялась 13 ноября 2009 года.

В ноябре 2013 года прошла церемония крещения, с присвоением названия в честь 38-го президента США Джеральда Форда (служившего в годы Второй мировой войны офицером на легком авианосце CVL 26 Montеrey). Кстати, решение о названии авианосца было принято за несколько недель до смерти экс-президента — это один из немногих случаев в ВМС США, когда кораблю решили дать имя живого человека.

Грозный и экономичный

Главное внешнее отличие Gerald R. Ford от кораблей класса Nimitz — сдвинутая к корме компактная надстройка, которая к тому же вынесена за линию борта, что позволило значительно увеличить площадь полетной палубы и уменьшить заметность корабля в радиодиапазоне.

Принципиальное техническое отличие нового авианосца заключается в установке вместо паровых электромагнитных катапульт EMALS на основе линейного электродвигателя. Они позволяют разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата и организм летчиков.

Электромагнитные катапульты легче, надежнее, компактнее и проще в обслуживании. Они на треть увеличат интенсивность полетов авиации до 160 вылетов в сутки (220 — в кризисные ситуации) на Gerald R. Ford, по сравнению со120 — на Nimitz, а также обеспечат возможность взлета при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра. На новых катапультах предусмотрен специальный режим для запуска беспилотных аппаратов.

«Хозяин морей» получил новые турбоэлектрические аэрофинишеры фирмы General Atomics. Натяжение синтетического троса аэрофинишера на них регулируется электромотором, что обеспечивает более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолета.Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Специально для Gerald R. Ford разработаны ядерные реакторы A1B, мощность которых по сравнению с предшественниками, установленными на Nimitz, увеличена на 25%, а трудоемкость обслуживания сокращена вдвое. Как утверждают в ВМС США, энергетическая установка с двумя реакторами A1B сможет работать без замены топливных стержней все время службы авианосца (в течение 50 лет).

Авианосцы класса Gerald R. Ford смогут нести до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: палубные самолеты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты радиолокационного дозора E-2D Advanced Hawkeye, электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.

При одинаковом с авианосцами типа Nimitz водоизмещении (около 100 000 тонн), Gerald R. Ford благодаря автоматизации будет меньший экипаж (на 500-900 человек). С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 миллиарда долларов дешевле, чем его предшественника.

Легкая мишень?

Несмотря на все эти безусловные преимущества, строительство новой серии авианосцев сопровождается критическими атаками на проект. Более всего нареканий вызывает астрономическая сумма затрат. Общая стоимость строительства Gerald R. Ford сейчас оценивается в 12,9 миллиарда долларов, еще в минимум 4,7 миллиарда долларов — затраты на проектирование корабля.

И даже с такими затратами ввод в строй Gerald R. Ford отстает примерно на два года от ранее намеченных планов. В июне 2016 года стало известно, что авианосец не прошел проверку боеспособности. В управлении операционного тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы корабля имеют серьезные неполадки, часть из которых можно устранить только перепроектированием. 

Да и сама концепция суперавианосцев в США регулярно подвергается сомнению. Отдельные представители флота считают их слишком дорогими, сложными и при этом в случае большой войны — уязвимыми. 

Одним из наиболее влиятельных сторонников такого подхода в 1970-е годы был командующий военно-морскими операциями (начальник штаба ВМС США), адмирал Элмо Зумвальт. Он считал, что ВМС США нужны небольшие авианосцы по типу современного российского «Адмирала Кузнецова». А освобожденные средства, по его мнению, надо было направить на развитие ударных возможностей надводных кораблей, а именно — сверхзвуковых крылатых ракет. Именно по такому пути шел советский флот под руководством адмирала Сергея Горшкова.

Позиции Зумвальта придерживался и министр обороны Дональд Рамсфелд, занимавший этот пост при президентах Джеральде Форде и Джордже Буше младшем. Однако им ему, несмотря на все свое политическое влияние, не удалось переломить авианосное лобби в Вашингтоне.

Победа гигантизма

Современным проводником идеи замены суперавианосцев на ударные надводные корабли, в частности, является военно-морской эксперт, капитан ВМС США в отставке Джерри Хендрикс. Он уверен, что американскому флоту прежде всего нужны крейсера и эсминцы с высокоточным вооружением. В ряде случаев они будут иметь гораздо большие возможности в сравнении с авианосцами, а на некоторые недостатки можно закрыть глаза, учитывая экономическую эффективность такой программы.

Фото: CVN 68

Но сторонники могущественного авианосного флота в США с легкостью отбивают эти атаки. В декабре 2010 года на Newport News Shipbuilding было начато строительство второго атомного авианосца этого класса CVN 79 John F. Kennedy. Передача его ВМС США запланирована на 2022 год, ожидается, что корабль заменит в составе американского флота атомный авианосец CVN 68 Nimitz.

Третьим кораблем данного типа должен стать авианосец CVN 80 Enterprise, официальная закладка которого на Newport News Shipbuilding запланирована на 2018 год, а передача флоту — на 2025 год. Общая стоимость постройки трех этих авианосцев, по самым скоромным подсчетам, составит 42 миллиарда долларов и это без учета авиации, которая на них будет базироваться.

Обсуждение (28) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (28)
0
Добавить комментарий