Чодро — самый труднодоступный кордон Алтайского заповедника. Расположен в 75 километрах от райцентра Улаган. Продукты и другие необходимые сотрудникам вещи туда обычно либо завозят на вертолете, либо на лошадях.
Плановая поставка на вертолете продовольствия и ГСМ для живущей на кордоне семейной пары была намечена на декабрь прошлого года, но она сорвалась. Добраться на Чодро на лошадях оказалось невозможным из-за аномально глубокого снега этого года. Сотрудники решили пробиваться через тайгу на снегоходах.
Важный груз
Доехав до села Балыктуюль на автомобиле и оставив там прицеп, участники «спасательного рейда» выдвинулись в сторону стоянки Улан-Бажи, откуда уже на снегоходах пробивали дорогу по направлению к Чодро.
Вначале они опробовали дорогу налегке. Убедившись, что шанс проехать на снегоходах в сторону кордона есть, они вернулись за грузом и продолжили путь. На кордон они везли 50 килограммов муки, 10 килограммов сахара, 20 литров бензина, коробки с продуктовыми наборами. Это необходимо было уместить на трех снегоходах.
Возглавил экстренную экспедицию государственный инспектор в опергруппы заповедника Василий Князев. В прошлом году он уже совершал невозможное — впервые по горно-таежной местности завез на снегоходе металл для таежных избушек и проложил снегоходный маршрут от Артыбаша до Яйлю.
До края каньона
По плану снегоходы должны были использовать лишь на части пути – до края Чулышманского каньона. Обычно летом, добираясь сюда на лошадях, дальше инспекторы спускались и вели животных в поводу.
Спуск в каньон реки Чулышман в районе кордона Чодро можно назвать по-настоящему экстремальным. Спуск по крутому борту каньона с перепадом высот почти в 1 километр специалистам казался невозможным. Но они решили рискнуть и «совершили настоящий подвиг, преодолев экстремальный участок».
Обратно — почти невозможно
Добравшись до кордона Чодро, экологи поняли, что путь назад будет сложнее в разы, поскольку подъем по борту каньона обратно вверх на технике – практически невыполнимая задача.
«Многие были уверены, что возвращаться на технике не сможем, придется только пешком», — сказал госинспектор опергруппы заповедника Эжер Суразов.
Только двухкилометровый подъем из долины на обратном пути занял около шести часов. «Туда мы ехали на снегоходах, обратно снегоходы ехали на нас», — прокомментировал еще один участник экспедиции Данила Ерофеев.
Подстерегали участников необычного «рейса» и другие испытания. Так, когда они выезжали с кордона, вынуждены были заводить технику при температуре около 40 градусов ниже ноля, дорогу на некоторых участках осложняли наледи.