Искажающий кольца Сатурна спутник заснял зонд Cassini

Фото: © NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Космический зонд Cassini сделал снимки спутника Сатурна — Дафниса, находящегося в просвете одного из колец планеты и порождающего гигантские волны.Полюс Сатурна неожиданно поменял цвет

Кольца Сатурна, как сегодня считают ученые, возникли в результате разрушения рядом с ним в первые дни существования Солнечной системы «зародыша» еще одной планеты. Он оказался слишком близко к гиганту, был разорван приливными силами и раздроблен на множество мелких осколков. Самые плотные их скопления были «съедены» Сатурном и его самым крупным спутником Титаном, а остальные образовали материал будущих колец, пиешет РИА Новости.

Внутри них ученые сравнительно недавно обнаружили две луны, названные Пан и Дафнис. Пан — в так называемом разрыве Энке внутри внешнего кольца А, а впервые сфотографированный самим же Cassini в 2005 году Дафнис – в разрыве Килера в том же кольце. Обе эти луны «дирижируют» движением материи в кольце А, пуская своеобразные «волны», которые путешествуют по всей длине колец и заставляют их искривляться и «качаться».

И Дафнис, и Пан заметно отличаются по форме от всех остальных пятидесяти с лишним лун Сатурна тем, что похожи не на шар или картофелину, а на «летающую тарелку» или заостренное с обеих сторон зерно злака. Оба спутника играют роль своеобразных «пылесосов», высасывающих частички пыли и другую материю, попадающую в разрывы Энке и Килера, и накапливающих ее на своих экваторах.

Cassini, в понедельник пролетевший в седьмой раз через кольца Сатурна, получил фотографии Дафниса с близкого расстояния. На них можно увидеть волны, которые возникают в кольце А из-за гравитационного взаимодействия его материи с «властелином кольца». Фотографии, как надеются ученые, помогут им уточнить массу спутника Сатурна и понять, как такие луны влияют на поведение материи в кольцах и как быстро поглощают ее.

Межпланетная станция Cassini, проработавшая в космосе уже почти 20 лет, в конце ноября прошлого года начала последний этап своей «жизни», вступив в стадию, которая с подачи публики и журналистов стала официально называться «Финалом оперы». В ее рамках зонд совершил ряд орбитальных маневров, благодаря которым прошел необычно близко от поверхности Титана, сменил траекторию движения и пролетел сквозь кольца планеты-гиганта уже семь раз.

Фото: © NASA/JPL-Caltech/Space Science Institut