У российских исследователей космоса исторически сложились очень сложные отношения с Марсом. Ни одна из отечественных миссий, направленных на Красную планету, не увенчалась успехом. Печальную эстафету подхватил 19 октября аппарат Schiaparelli, который, по всей видимости, разбился. На этом фоне особенно выигрышно смотрятся успехи американских марсоходов.
Совместная российско-европейская станция «ЭкзоМарс-2016» была запущена с Байконура 14 марта 2016 года. Спустя семь месяцев аппарат успешно достиг своей цели. 17 октября произошло разделение станции на два модуля — орбитальный TGO (Trace Gas Orbiter) и спускаемый Schiaparelli. И если первый успешно выполнил свою задачу, перейдя на марсианскую орбиту, то связь со вторым была потеряна.
Что случилось со Schiaparelli
Первоначально «Роскосмос» отказался признавать потерю. Однако к 11.00 (мск) 20 октября Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило, что расшифрованные данные телеметрии Schiaparelli носят неутешительный характер. Отстрел парашюта и отключение двигателей произошли раньше необходимого — на высоте, которая пока не определена.
Впрочем, это как раз тот редкий в космосе случай, когда отсутствие результата — тоже результат. Недаром Schiaparelli называли «демонстрационным десантным модулем» — основной его целью была отработка технологий посадки для своего последователя, полноценного марсохода, планируемого к запуску в 2020 году.
«Мы получили необходимый объём данных для понимания того, что произошло и почему не было мягкой посадки. С инженерной точки зрения полученная информация — это как раз то, что мы хотели получить от данного эксперимента, и у нас есть ценные данные для дальнейшей работы», — отметил Дэвид Паркер, директор ЕКА по пилотируемым полетам и автоматическим комплексам.
«Черная полоса» России
Марс — самая изученная после Земли планета Солнечной системы. Она соседствует с нашей планетой, имеет более-менее сопоставимые характеристики (у остальных планет они ещё «бесчеловечнее») и рассматривается как единственный кандидат на создание полноценной колонии. Всего человечество посылало к Марсу четыре десятка различных аппаратов, половину из них — СССР и Россия.Святая вода поможет нашим ракетам
Из отечественных экспедиций 14 окончились полным провалом — некоторые аппараты были уничтожены при старте, другие промахнулись или разбились при посадке, третьи просто потерялись. Частично успешными были признаны всего пять миссий, но и те — с большой натяжкой. Например, единственный советский зонд, совершивший успешную посадку на Марс, проработал там всего 14 секунд.
После распада СССР злой рок, преследовавший отечественных исследователей, продолжался. «Марс-96», запущенный в 1996 году, разрушился в атмосфере Земли из-за отказа разгонного блока. Через 15 лет та же участь постигла «Фобос-Грунт». То есть с 1988 года ни один отечественный аппарат, направленный к Марсу, даже не смог покинуть пределы Земли. И лишь сейчас эту долгую паузу прервал «ЭкзоМарс-2016».
Чудо-марсоходы США
Неудачи в изучении Марса испытало и американское космическое агентство — NASA потеряло шесть аппаратов. Этот список также дополнили европейский Beagle 2 и японский «Нодзоми». Всё это дало повод любителям фантастических теорий предполагать, что неизвестные силы противятся освоению Красной планеты. Самые горячие головы утверждали, что земные аппараты сбиваются инопланетянами.
На самом деле NASA не так уж и не везло — уже в 1976 году агентство достигло крупного успеха, посадив на Марс две станции Viking. Планировалось, что они проработают 90 суток, однако в итоге техника продержалась шесть лет. В 1996 году американцы посадили первый марсоход — маленький 10-килограммовый Sojourner.
Однако главную славу NASA принесли 185-килограммовые марсоходы Spirit и Opportunity. Оба они совершили посадку в январе 2004 года. И если Spirit проработал шесть лет вместо запланированных полутора месяцев, то Opportunity жив и по сей день. За 12 лет своей службы он укатил от места посадки почти на полсотни километров, хотя был рассчитан всего на 600 метров.
NASA не остановилось на достигнутом и отправило на Марс огромный Curiosity массой почти в тонну и размерами с малолитражку. Во время посадки в 2012 году аппарат устроил настоящее шоу — настолько сложна была используемая схема.
Что мы там не видели
Радеющие за отечественную космическую программу россияне, удручённые неудачами на Марсе, вспоминают былые заслуги СССР в изучении Луны и Венеры. Действительно, советские исследователи достигли непревзойдённых результатов по освоению второй планеты. Из 27 запусков к Венере 19 — на счету Советского Союза, и практически все они успешные.
СССР — единственный, кому удалось посадить аппараты на поверхность планеты, где температура превышает 400 градусов, а давление достигает 90 атмосфер — как на километровой глубине под водой. В этих адских условиях рекордсменка «Венера-13» проработала 127 минут. Но надо признать, что никто больше и не пытался посадить зонды на Венеру — учёных Земли полностью удовлетворили данные с советских станций, которые были открыты для всеобщего использования.
Основной трудностью пребывания на Венере являются высокая температура и крайне агрессивная кислотная атмосфера. При этом её исключительная плотность, напротив, помогает мягкой посадке, способствуя погашению скорости и эффективной работе парашютов. На Луне посадке помогает более низкая гравитация и прекрасная видимость из-за отсутствия атмосферы. Опуститься на Марс сложнее всего — скорость сближения с ним велика, а атмосфера (в 160 раз слабее земной) недостаточно плотна для торможения. В дополнение к этому на Марсе случаются пыльные бури, которые на месяцы окутывают всю планету.
Гонка к Марсу — кто первый?
В 2020 году Россия предпримет очередную попытку штурма Красной планеты — вместе с российской поверхностной платформой на Марс отправится европейский марсоход проекта «ЭкзоМарс». После посадки поверхностная платформа останется на месте и сможет проводить исследования окружающей среды. На 2024 год намечен запуск аппарата «Фобос-Грунт-2», перед ним поставлена амбициозная задача — взять пробы грунта марсианского спутника и доставить их на Землю.
Также в планах «Роскосмоса» значатся и пилотируемые экспедиции — согласно Федеральной космической программе, к 2030 году планируется полёт космонавтов на Луну. С Марсом всё куда менее определённо, дата пилотируемого полёта осторожно и обтекаемо называется так — XXI век.
Курирующий в правительстве вопросы космоса вице-премьер Дмитрий Рогозин усомнился в необходимости таких полётов. «Вот NASA интересует Марс. Хотя и в этом я сомневаюсь — ну полетят они туда, докажут, что их астронавты могут сесть на Марс. Ну и что дальше? А какие конкретные задачи мы сможем решить на Марсе — надо думать», — заявлял чиновник.
NASA объявило о планах отправить астронавтов на Марс в 2030-х годах. В сентябре 2016-го сенат США одобрил соответствующий закон, в котором прописаны сроки миссии и объём финансирования. Этим законом программа была ограждена от «политического произвола» — ранее не раз новый президент отменял космическую программу своего предшественника, а восемь лет, которые один президент проводит у власти, — слишком мало, чтобы NASA успело реализовать его начинания.
У космических держав появились и неожиданные конкуренты — частные компании. Например, основатель SpaceX Элон Маск в сентябре анонсировал отправку на Марс в текущем веке миллиона человек. Первая пилотируемая миссия SpaceX запланирована уже на 2025 год. В марсианскую гонку включилась даже Украина — на днях директор украинского КБ «Южное» Александр Дегтярёв заверил, что Украина сегодня обладает достаточными технологиями, которые позволяют изготовить все компоненты для полёта на Марс.
Впрочем, по мнению многих специалистов, освоение Марса человеком является настолько сложной задачей — и технически, и финансово — что это будет под силу только союзу государств. Возможно, именно космические исследования станут той площадкой, которая сблизит даже давних противников. Во всяком случае, именно на МКС продолжается сотрудничество между странами, соперничающими сегодня на Земле.