Возвращение гигантов: зачем Россия клонирует мамонтов

Фото: Flying Puffin / CC BY-SA 2.0
Мир отмечает на этой неделе День защиты слонов. России защищать уже некого — мамонты, обитавшие на её территории, вымерли задолго до появления нашей страны. Однако учёные не теряют надежды возродить этих великанов. Смогли бы они жить в современном мире сейчас?

Хотя мамонтов уже давно нет в природе, они продолжают незримо присутствовать среди нас — в литературе, мультфильмах, музеях, на страницах учебников. И этот легендарный образ будоражит умы не только детей, но и учёных.

Некоторые шерстистые мамонты достигали высоты 5,5 метра и весили 10-12 тонн, это вдвое тяжелее африканских слонов. Долго считалось, что последние мамонты вымерли примерно к 8 тысячелетию до нашей эры. Однако совсем недавно выяснилось, что отдельная измельчавшая популяция жила на острове Врангеля, ныне входящего в состав России, уже в историческое время, всего 3,5 тысячи лет назад. К тому времени многие египетские пирамиды уже разменяли своё второе тысячелетие.

Последнее пристанище мамонтов

Одно из крупнейших захоронений мамонтов находится в Новосибирской области в местности под названием Волчья грива. Она является настоящим кладом для палеонтологов — настолько здесь велика концентрация останков. Первые раскопки были начаты в середине прошлого века, но до сих пор Волчья грива попадает в сводки новостей после очередной экспедиции туда учёных. Предполагается, что на участке размерами один на восемь километров покоятся кости 1,5 тысячи мамонтов. Даже село рядом с тем местом было названо Мамонтовым.

Фото: © ТГУ

22 сентября мир облетела новость, что учёные обнаружили на Волчьей гриве очередные останки с рекордной концентрацией: до 100 находок на один квадратный метр. Руководитель лаборатории экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергей Лещинский, участвовавший в раскопках, объясняет такое скопление обычной статистикой: там, где животные находятся дольше всего, шансы погибнуть для них больше.

По мнению Лещинского, мамонтов привлекало на Волчью гриву обилие минералов с жизненно важными химическими элементами. «Во время миграции туда устремлялись десятки или даже сотни особей одновременно», — отметил он. Примечательно, что Волчья грива является, возможно, последним пристанищем мамонтов в континентальной Евразии. У томских учёных есть своя версия, почему вымерли эти могучие гиганты.

Загадка вымирания

Существуют две основных теории причины вымирания мамонтов. Первая — что они исчезли вследствие быстрого изменения климата. Вторая обвиняет во всём первобытных людей, устроивших мамонтам настоящий геноцид. У каждой из них есть изъяны. Известно, что мамонты существовали на протяжении сотен тысяч лет, пережив не один ледниковый период и не одно потепление. Кровожадность людей тоже не выдерживает критики: во многих местах мамонты начали вымирать ещё до появления там человека.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Ученые рассказали о страшной смерти последних мамонтов

«Сейчас набирает популярность гипотеза, которую я предложил — это геохимическая гипотеза», — заявил Лещинский.

По его предположению, вымиранию мамонтов способствовало минеральное голодание. Это подтверждается паломничеством мамонтов на Волчью гриву — туда устремлялись те животные, которые испытывали биохимический стресс.

Томский учёный не исключил, что современный климат, может, и подошёл бы мамонтам. Но об идее их возрождения высказался скептически. «Я думаю, что это бессмысленно — природа удалила их из своей летописи, зачем это всё возвращать», — пояснил Лещинский. Однако не все учёные разделяют эту точку зрения.

Надежда есть

Российские исследователи из Северо-Восточного федерального университета работают над проблемой возрождения мамонтов совместно с южнокорейскими коллегами, рассказал старший научный сотрудник лаборатории «Музей мамонта» при университете Семён Григорьев.

«Если бы мы относились скептически к затее возрождения мамонта, то мы, наверное, не тратили бы усилий. Теоретически клонировать мамонта сейчас возможно», — заявил Григорьев. Вся проблема, по его словам, заключается в том, чтобы найти живую клетку — от долгого нахождения в вечной мерзлоте ДНК распадается на отдельные части, непригодные для клонирования.

#Наука
Археологи нашли джинсы возрастом в 6 тысяч лет

«Мы надеемся, что среди миллионов клеток сохранилась хотя бы одна жизнеспособная, которую мы бы сумели размножить, чтобы использовать ядра», — поделился учёный из Якутска.

При успехе предприятия такое ядро будет внедрено в яйцеклетку слона с последующим размещением в матке слонихи. И в теории через 22 месяца должен родиться стопроцентный мамонтёнок.

Есть и другой путь — досконально изучить ДНК мамонта, чтобы провести соответствующие изменения в ДНК его ближайшего ныне живущего родственника — индийского слона. Американский генетик Джордж Чёрч занимается именно этим направлением.

Полученный в итоге генномодифицированный слон будет мало чем отличаться от мамонта, но каких-то ошибок вряд ли удастся избежать, отметил Григорьев, так как в геном слона нужно будет внести десятки тысяч изменений.

Зачем России свои «слоны»

Однако и такой «искусственный» мамонт сможет принести немало пользы, уверен Никита Зимов, руководитель уникального заказника — «Плейстоценового парка» на северо-востоке Якутии. «Если он сможет жить у нас в парке, есть траву, выживать зимой, бодать деревья, то мне большего не надо», — заверил специалист. Он тоже отметил работу Чёрча и предположил, что «мохнатые создания» появятся уже через 10-15 лет.

Создатели «Плейстоценового парка» пытаются воссоздать экосистему «мамонтовых тундростепей», которая биологически на порядки продуктивнее тундры. Сейчас там обитают животные мамонтовой эпохи — северные олени, лоси, овцебыки, а вместо бизонов были поселены зубры, и за два десятка лет они уже значительно изменили среду обитания.

#Наука
Открыта реальная причина гибели древних майя

Есть в дальних планах создателей и заселение парка хищниками — капскими львами с густой гривой, переходящей в мех на животе — их потомки сохранились в Новосибирском зоопарке. По словам Зимова, в случае успеха Чёрч также планирует поселить своих мамонтов в «Плейстоценовом парке».

Мамонты оказали бы существенное влияние на восстановление прежней богатой экосистемы. «Сейчас огромная территория крайнего Севера — это, по сути, голая пустыня. Восстановление мамонтовых тундростепей — это огромные дивиденды местному населению и в целом стране», — заключил Зимов.

Во времена мамонтов эта земля кормила миллионы травоядных, не уступая африканским саваннам.

Зимов выразил уверенность, что мамонты смогли бы существовать в современных условиях на всей территории Сибири, так как в прошлом они встречались в Евразии от Испании до Китая и от Новосибирской области до Ледовитого океана. Смогли бы они адаптироваться и к кормовой базе, а в случае чего и похулиганить на фермерских полях. «Если запустить мамонта на пшеничное поле, он с радостью будет по нему бегать и это есть, и будет чувствовать себя замечательно», — вполне серьёзно заявил специалист.

Но даже если попытки учёных не увенчаются успехом, работа над возрождением мамонтов всё равно себя оправдает, отметил Семён Григорьев. «Это поможет создать какие-то технологии, которые позволят спасти вымирающие виды ныне живущих животных», — пояснил он. А мамонты, по его словам, даже будучи мёртвыми, уже помогают делу сохранения слонов — благодаря добываемым десятками тонн мамонтовым бивням снижается спрос на бивни слонов, и это способствует их выживанию.