НАВЕРХ

Новые улики MH17: правда напугала Европу?

Фото: © OSCE

С момента катастрофы самолета Boeing-777 рейса MH17 в украинском небе 17 июля исполнилось два года, однако расследование гибели пассажирского лайнера затягивается — следователи жалуются на «сложные обстоятельства» и обещают опубликовать финальный отчет не ранее осени 2016 года.

Пассажирский самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. Лайнер следовал установленным международным транзитным коридором на высоте 10 тысяч метров и в районе Донецка исчез с радаров. Обломки самолета были обнаружены в районе села Грабово близ города Торез Донецкой области. На борту лайнера находились 298 человек, в основном — граждане Нидерландов, все пассажиры и экипаж погибли.

Эксперты считают, что столь длительные разбирательства могут свидетельствовать о подготовке общественного мнения к виновности украинской стороны, другие же уверены, что расследование фактически станет бесконечным, а имена ответственных за крушение MH17 людей или правительств так и останутся неизвестными.

Главная улика

Летом 2016 года Объединенная следственная группа на сайте прокуратуры Нидерландов опубликовала документ «MH17: шесть аспектов уголовного расследования». В нем есть отсылки к наличию у следователей найденного в ходе поисковых работ сопла зенитной ракеты комплекса ПВО «Бук» с уникальным заводским номером.

Заводской номер конкретной ракеты и ее путь от производителя в боевую часть можно уточнить в концерне «Алмаз-Антей», однако следственная группа избегает взаимодействия с российским предприятием, отмечают аналитики. В итоге важнейшая улика фактически остается засекреченной.

Фото: © OSCE

При этом в четвертом разделе летнего доклада ставится вопрос о непреднамеренном запуске ракеты. «Важным для уголовного расследования является вопрос — может ли ракета быть запущена непреднамеренно: Намеренно или нет? Может ли случайное нажатие кнопки привести к пуску ракеты?», — говорится в документе.

Ряд аналитиков уверены, что эти вопросы вкупе с внезапно найденным соплом, номер которого однозначно указывает на происхождение ракеты, могут оказаться преддверием неожиданного заключения следователей о виновности в гибели MH17 украинских военных.

Объединенная следственная группа на сегодня исключила версии, которые начали циркулировать в Сети сразу после катастрофы лайнера. В их число входят теории, которые утверждали, что Boeing был сбит боевым самолетом Су-25 или МиГ-29. Никаких подтверждений этому следователи не нашли.

Несмотря на это, существуют многочисленные свидетельства очевидцев, которые утверждают, что видели другие самолеты, летевшие рядом с MH17 непосредственно перед его падением. Недавно в интернете появилось видео, на котором отчетливо видно пролетающий сразу после взрыва лайнера истребитель.

Одновременно ряд экспертов продолжают всерьез обсуждать теории заговоров, которые вызваны тем, что происшествие с MH17 случилось всего через четыре месяца после таинственного исчезновения рейса MH370 той же самой авиакомпании Malaysia Airlines. Сторонники данной версии убеждены — это отнюдь не совпадение, а за гибелью лайнера стоит ЦРУ.

Дополнительным аргументом в пользу теории заговора аналитики называют странное совпадение — Киев в день крушения MH17 отключил радиолокационные станции, данные которых способны полностью восстановить картину в небе 17 июля 2014 года под Донецком. Официальное расследование теорию причастности спецслужб к гибели лайнера не рассматривает.

Таинственная ракета

В настоящее время в официальном отчете о расследовании катастрофы рейса MH17 утверждается, что причиной гибели самолета могла стать только мощная ракета класса «земля-воздух», запущенная в его сторону.

Исследование останков лайнера показало, что детонация боеголовки произошла по левому борту сверху от кабины пилотов, в результате чего Boeing распался в воздухе на части, а обломки упали на землю в районе радиусом около 15 километров

«Основываясь на распределении следов поражения и на данных угла попадания, были сделаны расчеты для определения траектории полета ракеты, исходная точка которой находилась на территории около 320 квадратных километров», — говорится в докладе Совет безопасности Нидерландов.

При этом в документе утверждается, что Boeing был сбит ракетой 9М38 с боевой частью 9Н314M, произведенной в России. Российский концерн «Алмаз-Антей» ранее произвел два натурных эксперимента, после которых эксперты заключили, что в лайнер попала ракета 9М38 — более старая модификация, стоящая на вооружении украинской армии.

Фото: © OSCE

Российские специалисты использовали настоящую ракету 9М38М1 и фюзеляж от списанного самолета Ил-76. В результате выяснилось, что при использовании данной модификации ракеты на обломках самолёта должны оставаться специфические следы в форме «бабочек», вызванные воздействием поражающих элементов в виде «двутавра».

Однако на фюзеляже MH17 есть лишь обычные пробоины, это и позволило российским специалистам предположить, что лайнер был сбит старым типом ракеты — 9М38. Данный боеприпас прекратили выпускать ещё в 1986 году, а к 2006 году последняя такая ракета в российской армии была списана.

В Минобороны России ранее предъявили данные объективного контроля обстановки в районе катастрофы. Согласно спутниковым снимкам, в день трагедии в районе населенного пункта Зарощенское к востоку от Донецка присутствовал украинский «Бук», а работа украинских зенитных радаров была аномально высокой.

Дело раскрыл частный сыщик?

Расследованием причин падения Boeing-777 по заказу анонимного клиента неожиданно занялся немецкий частный детектив Йозеф Реш, которому принадлежит детективное агентство Wifka. В итоге сыщику удалось значительно продвинуться в своих изысканиях.

Клиент детектива предложил заплатить 47 миллионов долларов тому, кто предоставит информацию о виновных в катастрофе MH-17. В частности, неизвестное лицо интересовали сведения о правительствах или организациях, которые пытаются скрыть обстоятельства трагедии.

В результате Реш смог собрать данные двух тысяч информаторов, включая представителей украинской секретной службы. Детектив признал, что сведения информаторов противоречили друг другу, однако около сотни показаний оказались достоверными.

Фото: © OSCE

Основным информатором стал мужчина, который явился к дому детектива на велосипеде — так он решил обезопасить себя от слежки. В итоге Реш организовал для него приватную встречу с представителем клиента, однако неизвестно, получил ли тот 47 миллионов долларов.

В марте 2016 года полицейские провели обыски в доме сыщика в немецком Бад-Швартау и в его банковском хранилище в швейцарском Цюрихе, ряд документов был изъят. Следователи посчитали, что Реш мог обладать информацией о людях, причастных к авиакатастрофе. Также он был допрошен в качестве свидетеля.

Детектив отказался отвечать на главный вопрос, кто сбил лайнер, однако уточнил, что если правда об этом инциденте всплывет, «правительства ряда стран столкнутся с проблемами, а ситуация на востоке Украины быстро ухудшится».

Расследование Bellingcat

Независимая экспертно-журналистская группа Bellingcat в начале текущего года опубликовала новый доклад по катастрофе Boeing, в котором ответственность за гибель самолета была возложена на российских военных.

Весной 2016 года Bellingcat получила в свое распоряжение свежие спутниковые снимки сервиса Google Earth, на которых видны передвижения зенитно-ракетной системы «Бук». По мнению экспертов группы, снимки свидетельствуют о том, что «Бук» перевезли из Донецка в Снежное в день катастрофы MH17.

Сотрудники проекта 3 мая опубликовали доклад, в котором утверждают, что лайнер в небе над Донецком был сбит из «Бука» под номером 332, приписанного к российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, базирующейся в районе Курска. При этом выводы Bellingcat были сделаны на основе данных из открытых источников, преимущественно публикациям в соцсетях.

Фото: © OSCE

По версии группы, «Бук» под номером 332 утром 17 июля 2014 года выехал из Донецка на трейлере и достиг города Снежное. Далее он продолжил движение своим ходов, заняв позицию в поле южнее населенного пункта. Через некоторое время «Бук» выпустил ракету, ставшую причиной гибели рейса MH17.

Замминистра обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин после публикации доклада заявил журналистам, что на стороне ополчения российские военнослужащие из 53-й зенитно-ракетной бригады не воевали.

В Минобороны России версию Bellingcat назвали «конспиративными теориями» и заверили, что ни одна стоящая на вооружении российской армии зенитно-ракетная система не пересекала российско-украинскую государственную границу.

По мнению российских военных, основной целью «фальсифицируемых данных Bellingcat» является попытка «доказать наличие российских войск в предполагаемом районе пуска ракеты», при этом доклад группы построен на гипотезах, которые практически невозможно проверить.

Тема: Крушение Boeing 777 на Украине
Россия назвала ошибки Гаагского суда в деле о падении MH17
Гаагский суд вынес приговор по делу MH17
Россия призвала ЕСПЧ отклонить жалобы Украины по делу MH17
Расследование крушения MH17 дополнили российскими показаниями
смотреть все
Обсуждение (16)