НАВЕРХ

Секреты веников: что делает баню правильной?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию
У «Федоровских бань» в Новосибирске, где прикупают банные веники как простые граждане, так и vip-клиенты, уже полтора десятка лет торгует Евгений Конюхов – брат знаменитого путешественника. Его производство – полного цикла, Евгений Никанорович сам ездит в лес за ветками, сам вяжет, сушит и сам продает веники. О том, как пришел к «вениковому» бизнесу, секретах заготовки Конюхов рассказал Sibnet.ru.

«Федоровские бани», располагавшиеся по адресу Советская, 36 были открыты в Новониколаевске в 1909 году. Имя им досталось от инициатора строительства младшего кондуктора Сибирской железной дороги Зиновия Федорова. 

У бань всегда торговали вениками. И то, что бани не работают, бизнесу это не мешает. Когда больше, когда — меньше, но в любой день веники здесь есть. Клиенты это знают и продолжаются приезжать. Торговцы не столько конкурируют между собой, сколько распределяют дни на точке, чтобы клиенты с пустыми руками не уходили. Евгений Конюхов приезжает торговать дважды в неделю — по пятницам и воскресеньям.

И Карелин, и Городецкий

Есть те, кто приезжает за вениками к баням годами. Среди них и те, кто годами покупает у Конюхова. «Таких, конечно, немного, — с видимым сожалением говорит Евгений Никанорович. – У меня всего два. Как мало и таких, кто закупает себе веники в запас на всю зиму – штук по 30. Да и зачем запасаться, если всегда можно купить».

О строительстве новых бань Евгений Никанорович говорит с энтузиазмом, считает, что после открытия покупателей прибавится. То, что торговцев могут согнать с насиженного места после сдачи нового современного здания, его не беспокоит.

«Если будут гнать – перейдем по улице выше или ниже на 100 метров, место всегда найдется… А то, что у нас тут лучшие веники, весь Новосибирск знает! Да и кому нас гнать, у нас и полиция и администрация веники покупают. Я Александру Карелину здесь веники продавал, пару раз заезжал Городецкий – еще когда мэром был. Так что мы всем только пользу приносим», — уверен Конюхов.

Непоседливость в крови

Рабочий стаж по веникам у Конюхова – полтора десятка лет, но с годовым перерывом на… Америку. В Соединенных Штатах у него живут сын и дочь. В какой-то момент и Евгений Никанорович с женой перебрались в штат Орегон, город Портленд. Однако американская история продлилась не долго — жизнь там благоустроенная, но скучная, говорит Конюхов.

«Там вполне можно прожить на пособие. Благотворительные организации выдают продуктовые наборы на месяц, вещи копейки стоят. Меня поразило, что местные достаточно обеспеченные люди дежурят на распродажах и караулят какие-нибудь джинсы с фирменным ярлыком. К сожалению, там мало работы для пенсионеров, я найти не смог. Попробовал заниматься промыслом – рыбу ловил, но тут случилась авария на ядерном реакторе на Фукусиме, появилась зараженная рыба и ее перестали покупать… Я бы там от скуки не выдержал, через пару лет бы не протянул, мне кажется. И так давление стало скакать, мы домой и вернулись», — рассказывает собеседник.

Евгений Никанорович по профессии ученый-охотовед, 20 лет проработал в тайге, последние 10 лет – в Юганском заповеднике в районе Сургута. Говорит, что у него была площадь более 600 тысяч гектаров, привык к движению и работе. И на пенсии без дела он сидеть не может.

«Это у нас, Конюховых, в крови, наверное, — смеется он. – Знаете – Федор Конюхов, который все время путешествует – это мой двоюродный брат. И мне, как ему, без движения – никак. Я на пенсии и ягоду пробовал собирать, и грибы, и чагу, но вот остановился на вениках – они не портятся, в отличие от съедобных продуктов, спрос есть».

«Ну и сам, я, конечно, баню люблю. Считаю, что раз в неделю для здоровья надо париться. Кстати, был в «Федоровских» пару раз – не понравилось, пар там сырой был, хорошую баню чаще проветривать надо…»

Секретные технологии

Конечно, за много лет Евгений Никанорович разобрался во всех секретах банного дела и готов ими поделиться. У «Федоровских бань» всегда полный ассортимент веников: березовые, дубовые, осиновые, липовые, эвкалиптовые, в зимнее время – еще и хвойные, рассказывает он. «Их нельзя выбирать наобум – у каждого веника свое назначение и даже способ применения», — отмечает Конюхов. Иначе нужного эффекта не добиться.

Березовые веники – универсальные их чаще всего и используют. Дубовые веники «для настоящих мужчин», их плюс в том, что дубовый лист к телу не прилипает, от плотнее березового и им можно хорошо пропариться. Конюхов добавляет, что дубовые «крепче», и одного веника хватает на несколько бань.

Для женщин он советует липовые веники – они более мягкие. Но их важно правильно запарить – подержать в теплой воде 15-20 минут. Если ошпарить кипятком, то липовый веник, по словам Евгения Никаноровича, станет «как тряпка».

Осиновый веник не простой, он «умеет» забирать у человека отрицательную энергетику, говорит Конюхов. Париться осиной нужно, когда тело уже разогрето и пропарено березой. А после осины необходимо еще раз пропариться березовым или дубовым веником.

«Они придают организму силу и в такой комбинации эффект будет лучше, — говорит Конюхов. – Если у человека простуда, то ему хорошо парить кедровым или пихтовым веником спину и колени, в этих вениках содержатся масла, которые помогают при простуде». Он поясняет, что хвойные веники продаются только зимой, в мороз потому, что при теплой погоде быстро портятся.

Дезинфицирующими и лечебными свойствами также обладает веник из эвкалипта, содержащееся в нем эвкалиптовое масло, попадая в организм, убивает болезнетворные бактерии.

«Парится эвкалиптом нужно осторожно, поскольку концентрация масла очень высока и можно просто угореть, — предупреждает Евгений Никанорович. – Целый веник, может, и не нужен, достаточно заложить в обычный березовый несколько веточек эвкалипта».

Кроме веников торговцы предлагают до десятка наименований наборов из сухих трав. По словам Кнюхова, самые популярные: душица, пихта, милиса, эвкалипт, тысячелистник, береза. Травы также запаривают в 2-2,5 литрах воды, а потом выливают на печь. Они дают приятный запах и также помогают при простуде.

Изготовление веника, отмечает собеседник, также требует соблюдения определенной технологии. Березовые веники в Сибири заготавливают с середины июня до августа. За липой Конюхов ездит от Новосибирска за 150 километров, а эвкалипт в город привозят с юга.

«Я когда веники заготавливаю, сам в баню реже хожу, потому что некогда, — сетует Конюхов, — но летом время дорого».

«Кто-то думает, что ветки березы нужно брать самые молодые, но на самом деле лучше брать ветки покрепче. Веник делается высотой 50-55 сантиметров, ручка должна быть удобной – 3-3,5 сантиметра в диаметре», — советует Евгений Конюхов.

По его технологии, сначала нужно сделать лишь одну вязку, веник распустить веером, чтобы он быстрее высох, и подвешивать так, чтобы один не касался другого.

Сушится веник 4-10 дней на сквозняке – в зависимости от уличной температуры. Затем его скрепляют второй и третьей вязкой. Она должна быть туго затянута, если силы не хватает, то в ручку для плотности можно забить небольшой колышек. Сухие веники хранят в картонных коробках – они и не мнутся, и переносить их легко.

Ценный веник

«Клиенты разные встречаются, причем независимо от благосостояния, — рассказывает Евгений Никанорович. – Бывает, подъедет один на джипе и торгуется за 20 рублей – сбивает цену. А другой платит – сколько скажешь, выбирает не цену, а товар. Мы к цене подходим разумно, а когда пенсионеры спрашивают, то и скидку даем, понимаем, что для них и веник – предмет роскоши».

Самому Конюхову уже 76, но бросать любимое дело не собирается. Это и движение, которое, как утверждает Конюхов, у его семьи в крови, и какой-никакой, а заработок. Березовые веники стоят 150-200 рублей, дубовые подороже – 200-300. Липовые – 200 рублей, а с цветом 250-300. Эвкалипт, хоть и привозят издалека, стоит как местные веники – 100-200 рублей в зависимости от величины.

«Я обычно по пятницам и воскресеньям здесь торгую. Но могу и домой пригласить, телефон свой раздаю. А цены наши два года точно не менялись – от курса доллара-то не зависят. А под заказ я и маленькие венички делаю по 50 рублей – для детей, например», — говорит Конюхов о своем товаре.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Игра «Три фронта»: кроссворды, оружие и стихи
Массовое купание в проруби устроят в Омске на Масленицу
Томские танцоры запланировали рекорд Гиннесса в московском метро
Горный Алтай отменил запрет на ночную работу кафе
смотреть все
Обсуждение (13)