НАВЕРХ

Первый буддийский. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Первый буддийский храм, который два года строился на пожертвования, в субботу открылся в Новосибирске. День его открытия предсказали звёзды, а обрядом освящения храма руководил заместитель главы Буддийской традиционной сангхи России Дид Хамбо — лама из Агинского дацана.

Новосибирский дацан расположился неподалеку от Академгородка в микрорайоне Нижняя Ельцовка. На огороженной зеленой лужайке размещены три бурятские юрты и сам храм — небольшое деревянной восьмиугольное здание — Сахюусан дуган.


«Если популярно объяснять, то дацан — это институт, а дуганы — его факультеты. Так исторически сложилось. То есть каждый буддийский дацан — это целый комплекс из нескольких храмов (дуганов). Сегодня мы освещаем первый — Сахюусан дуган, посвященный Защитникам буддийской веры», — сказал настоятель новосибирского дацана Бато-лама Базаров.

В день открытия люди несли подношения, жертвовали деньги. Буддийская община Новосибирска насчитывает порядка 10 тысяч человек. Это, в основном, представители трёх основных буддийских народов России — буряты, тувинцы и калмыки.


НАРОДНАЯ СТРОЙКА

«Инициатором строительства дугана была религиозная община «Ринчин». Эта идея родилась достаточно давно — в 2006 году. Но землю удалось получить только в 2009 году. Сперва поставили две юрты. В одной лама принимал прихожан, в другой — людей потчевали национальными бурятскими блюдами. Потом привезли третью юрту. С этих трёх юрт и начался наш храм», — говорит один из организаторов празднества Лариса Буянтуева.

На Сахюусан дуган собирали всем миром. Строительство храма начали в 2012 году. По мере сбора денег постепенно, гвоздик за гвоздиком, храм достроили в декабре 2014 года. Дату его освящения по звездам указал лично Пандито Хамбо Лама — глава традиционной буддийской сангхи России. И отправил в Новосибирск своего заместителя из Агинского дацана.

«По-разному можно относиться к предсказаниям по звёздам. Но вот, посмотрите, несколько дней в городе шли дожди, а сегодня — чудесный солнечный день», — сказала Буянтуева.

В пример она привела и личную историю. Буянтуева ездила в турпоездку в Непал, и Бато-лама Базаров попросил её купить там культовые принадлежности для храма. Она приобрела нужные вещи и вылетела обратно в Россию в указанное время, оказалось, что ровно за пять часов до того, как Непал был разрушен страшным землетрясением.

СИЛА ДЕСЯТИ СТОРОН

Ритуал освящения храма, который во главе со «вторым» ламой России провели ламы из Бурятии, Забайкалья, Тувы, Хакасии и Горного Алтая, длился полтора часа. «Ламы призывали благотворную энергию со всех десяти сторон. Молебен проводился для того, чтобы дуган стал не просто домом, а храмом. В процессе были подношения Защитникам веры и просьбы, чтобы они наполнили духом дуган», — пояснил Бато-лама Базаров.

Люди терпеливо ожидали окончания службы. Они совершали ритуальный обход храма по часовой стрелке. Беседовали друг с другом и пытались спрятаться от нарастающей жары.


«Я сама из Забайкалья, из Читы. В Новосибирске у меня дети живут. Специально сюда приехала на такой большой праздник. Для бурят — это очень большое торжество. Но пришли сюда не только буряты и буддисты, много здесь и русских — выходцы из Забайкалья, живущие сейчас в Новосибирске. Они ведь тоже впитали буддийские обычаи с молоком матери», — сказала Татьяна Болотова.

На церемонию она пришла не с пустыми руками. Женщина принесла с собой саженцы сирени и гортензий. «Посажу их возле дугана. Пусть будет здесь небольшой зеленый уголок Забайкалья. Буддизм привлекает людей терпимостью. Я уверена, что сюда будут приходит люди самых разных национальностей и вероисповеданий», — добавила гостья из Читы.

ЕЩЕ ПЯТЬ ДУГАНОВ

Молебен освящения закончился. Ламы трижды совершили ритуальный обход вокруг дугана и раздали прихожанам и гостям праздника освященный рис, который должен принести им благополучие.


Затем священнослужители провели обряд призвания помощи в благополучии и процветании. Ламы читали молитву, прихожане им вторили возгласом «А-хурай!».

Люди выносили их храма освященные молебном молоко и водку и выливали напитки, кружась, на землю. Это был ритуал подношения Защитникам веры, которым посвящен храм.

В будущем в новосибирском дацане должны построить пять храмом-дуганов. Для второго уже подготовили фундамент. Ламы в его основание закопали «Кувшин драгоценностей» — буддийский вариант ритуала закладки камня. Прихожане и гости праздника кидали в основание нового храма монеты.


«Мы уже начали сбор средств на новый храм, который получит название Маани дуган. Он будет посвящен Аволокитешваре — бодхисатве сострадания всем живым существам. Ну а пока приглашаем все новосибирцев без исключения к нам в гости», — обратился к горожанам Бато-лама Базаров.





Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Патриарх Кирилл назвал способ попасть в Царство Божие
Поверья и каноны: что можно и нельзя делать на Рождество
Обвиненный в домогательствах священник стал штурмовиком
Папа Римский призвал Россию и Украину сложить оружие
смотреть все
Обсуждение (15)