НАВЕРХ

Что нового в ЕГЭ: уровни, допуски и двухдневный экзамен

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Об изменениях формата проведения ЕГЭ в этом году, о том как быть выпускникам в случае форс-мажора, а также о том, почему такой экзамен нельзя считать в объективным полной мере, Sibnet.ru рассказала директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир.

С 2009 года ЕГЭ — единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы в России. При проведении экзамена по всей стране применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Экзамен состоит из тестовых заданий и заданий с развёрнутыми ответами, а также сочинений по гуманитарным предметам. Два ЕГЭ — по русскому языку и математике — обязательные.

В задачи Новосибирского института мониторинга и развития образования входит проведение государственной аттестации выпускников 9-х и 11-х классов (включая ЕГЭ), исследования системы образования региона, оценка качества образования и реализация программ по развитию школьного обучения.

Фото: © Павел Комаров 

— Юлия Симановна, какие отличия ЕГЭ этого года от прошлогоднего можно назвать принципиальными?

— Одно из основных изменений: к государственной итоговой аттестации добавился так называемый допуск, который определяется по итогам написания сочинения. Для выпускников текущего года это сочинение обязательно, для него три срока проведения: декабрь, февраль, май. Результатом является «зачёт-незачёт», и если ученик получает зачёт, то он допускается к итоговой аттестации.

Одновременно сочинение может служить частью портфолио будущего абитуриента. Всем вузам дано право засчитывать сочинение максимум по десятибалльной шкале, если оно им нужно, то проверять сочинение вузы будут сами, поскольку школа оценивает только «зачёт-незачёт».

Второе изменение касается математики: с этого года она делится на два уровня — базовый и профильный. Сдать можно как оба уровня, так и один из них.

— В чём смысл разделения на уровни?

— Если для вуза не нужна математика, как вступительный экзамен, выпускники выбирают базовый уровень, сдают его и получают аттестат. Если же математика нужна для поступления, то она сдаётся на профильном уровне.

— А как быть тем, кто записался на профильный уровень, но не смог его осилить?

— Выпускник имеет право пересдать экзамен, но только на базовом уровне. То есть если профильный экзамен не сдаст, поступать туда, куда хотел, он в этом году уже не сможет.

— Что нового в предметах «по выбору»?

— Значительное изменение касается экзаменов по иностранным языкам. У нас в стране уже сдавался иностранный язык в двух формах: письменной и устной... В том варианте сдать было достаточно сложно. Ребёнок почти весь день находился на экзамене — с утра писал письменную часть, потом ждал своей очереди, заходил и разговаривал с двумя преподавателями, один из которых был для него собеседником, а другой оценивал его навыки.

От такой формы отказались. Теперь экзамен сдаётся в два дня: первый день письменно, второй — устно, по особой технологии: выпускник сидит перед компьютером с наушниками и работает уже с электронным собеседником. Его ответ формируется в файл, который потом и проверяют предметные комиссии, но уже за рамками экзамена.

— Изменилось ли что-то технически в проверке результатов с прошлого года?

— Ничего. Техническое изменение этого года касается не проверки, а проведения экзамена: у нас более половины пунктов будут самостоятельно печатать КИМ в день экзамена в аудитории проведения.

Выглядеть это будет так: заходят участники экзамена, рассаживаются, им выдают бланки ЕГЭ, в которых они должны писать ответы. Стоят компьютер, принтер с электронными ключами, с электронными подписями. С использованием электронных ключей члены комиссии скачивают КИМ именно для этой аудитории и их распечатывают тут же, при детях.

Такая технология будет применяться в тех пунктах, куда мы не можем доставить материалы непосредственно в день экзамена, в дальних районах области.

— Говоря о практической стороне экзамена. Что можно пронести с собой, а за что выгонят из аудитории?

— С собой на каждый экзамен набор того, что разрешено, минимальный. Это чёрная гелевая ручка, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, можно брать бутылочку воды. Есть предметы, на которые можно брать, например, линейку. Об этом можно подробнее прочитать на сайте федерального института педагогических измерений.

Точно нельзя брать словари, шпаргалки, категорически нельзя брать ни мобильные телефоны, ни фото-, видеоаппаратуру. Лишние вещи, которые человек не оставляет за пределами экзамена, ведут к его удалению и невозможности пересдачи в текущем году.

— Что будет со школьником, который по каким-то причинам не явился на экзамен?

— Всё зависит от того, какие это причины. Если он просто не захотел, а у нас есть такие дети, то никаких последствий за это не будет. Если причина уважительная, и человеку нужен всё-таки этот экзамен, его можно пересдать, для этого существуют резервные дни. Необходимо написать заявление в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) и приложить документ, который подтверждает причину, по которой он не пришёл.

— Если выпускнику во время ЕГЭ станет плохо, как поступают в такой ситуации?

— Во-первых, на всех пунктах проведения экзамена присутствует медицинский работник. И существует процедура пересдачи. В таких случаях нужно либо принести справку от врача, либо достаточно акта, который составляется на месте проведения экзамена.

— А если школьник уже в конце учебного года передумал насчет предметов, которые сдавать, как ему быть?

— Если он просто поменял мнение, у него уже не будет возможности сдать дополнительные предметы, к сожалению. Но существуют уважительные причины, очень редкие, но, тем не менее, есть такие вузы, которые поменяли набор вступительных испытаний после 1 марта. Это считается уважительной причиной. Или длительная болезнь, или отсутствие на территории РФ, которые не позволили сделать выбор в срок. В этих случаях ГЭК разрешает изменить или дополнить список экзаменационных предметов.

— К вопросу выбора предметов. В последние годы стала меняться мода на профессии. Это как-то сказывается на предметных предпочтениях выпусков, как они меняются?

— Практически не меняются. Кроме обязательных предметов, которые не приходится выбирать — математики и русского — у нас всегда на первом месте обществознание. Этот год не стал исключением. Далее идёт физика. В этом году, к сожалению, немножко упал процент участников, хотя последние два года наблюдался рост. Будем искать этому объяснение.

— Уровень школьников повышается или понижается, если измерять его в баллах ЕГЭ?

— Понимаете, уровень знаний нельзя оценить, используя баллы ЕГЭ. Во-первых, меняются сами контрольно-измерительные материалы (КИМ). Вот сегодня к вам пришли с одной линеечкой, померили ваш рост и там сантиметр был стандартный, к которому вы привыкли. А через день к вам подошли с другой линеечкой, на которой нанесена другая шкала. И сказали, что ваш рост как параметр изменился. На самом деле изменился ли ваш рост? Ну нет, конечно. Поэтому сказать, хуже или лучше сдают дети, когда постоянно вводятся какие-то изменения в КИМ, а для нас то, чем мы измеряем, это «линейка»,— однозначно нельзя.

Пять лет назад было порядка 12-15 заданий части «А» в математике, и у нас было всегда около двух процентов несдавших. Когда два года назад часть «А» исчезла, у нас также два процента несдавших. Хуже или лучше? Тривиально, если не вдумываться в суть, точно также.

На самом деле — нет. Если там КИМ, та самая линеечка, была, с моей точки зрения, проще, то здесь она сложнее. И два процента не равно двум процентам. Вот такие парадоксы, которые не позволяют отслеживать эту динамику по годам.

— Получается, что в системе ЕГЭ нельзя отследить реальную динамику...

— Есть другой показатель, он введён давно и пока он работал, не знаю ещё, как будет в этом году. Это доля выпускников, справившихся с выполнением экзамена на повышенном уровне, для каждого предмета его отбивка своя. И вот эта доля хорошо подготовленных выпускников растёт по физике, русскому языку, немного, но растёт по истории, химии. В общем, это радует.

— Насколько в целом объективна оценка, которую даёт ЕГЭ?

— Погрешность всегда существует. Ведь не только строгость процедуры и корректность измерителей влияют на объективность оценивания, есть и другие факторы: вплоть до самочувствия ребёнка, который приходит на экзамен, степени его волнения, как он может переживать такие, скажем так, нетипичные ситуации, как экзамен.

Да, ЕГЭ становятся объективными, но окончательно объективными их назвать сложно.

— Выпускники прошлых лет, которые сегодня идут на ЕГЭ. Кто эти люди и насколько отличаются их результаты от результатов школьников?

— Это очень разные люди. Часть выпускников — это люди, вернувшиеся из армии, не поступившие или не поступавшие после школы. Вторая часть этой большой категории —те, кто проучился несколько лет в одном из вузов и вдруг решили, что выбрали не ту специальность, неправильно сориентировались, и перепоступают.

Порядка 5-10% выпускников прошлых лет — это будущие студенты, приезжающие к нам из-за рубежа, чаще всего, из республик бывшего Союза: Казахстана, Киргизии. Недавно к нам было обращение из Белоруссии, очень много с Украины. По возрасту: от 18 и старше.

— Есть среди них рекордсмены, например, по возрасту, по результатам?

— Есть... и курьёзные случаи. У нас в области есть молодой человек, который в этом году уже шестой год (подряд) будет сдавать ЕГЭ. Сейчас он уже учится в вузе, но объясняет, что для него это тренировка, поддержка себя в таком интеллектуальном тонусе.

Никто не запрещает участвовать в ЕГЭ, это мероприятие бесплатное, поэтому он каждый год актуализирует таким образом свои знания и определяет такой вот внешней оценкой свой уровень.

Чаще всего выпускники прошлых лет сдают слабее, чем школьники, но есть и блестящие результаты. Несколько лет подряд некоторые в том числе и по 100 баллов набирают.

— В формате экзамена заметны изменения, например, стало меньше тестовых заданий... Можно ли говорить, что со временем ЕГЭ обретает более «человечную» форму?

— Действительно, во многих предметах уменьшается количество тестовых заданий, но это не значит, что экзамен становится легче. С уменьшением тестовой части он как раз становится сложнее, здесь ещё более осознанно нужно подходить к выбору экзамена, как и к выбору будущей профессии. Потому что просто так не придёшь и не угадаешь.

Человечнее ли становится экзамен, сказать сложно, но, действительно, с каждым годом всё больше заданий с развёрнутыми ответами, и творческих, типа эссе. Это — да.

— Как вы считаете, может ли придти что-то принципиально новое на смену ЕГЭ? Или эта система экзамена, несмотря на все споры, сохранится?

Нет, я уверена, что система будет меняться. А вот в какую сторону — посмотрим.
Еще по теме
«Лицей» запустил новый курс по английскому языку
Ссылаться на аниме разрешили при сдаче ЕГЭ по русскому языку
Второй шанс: как пересдать ЕГЭ
Преподавателя уволили из-за фотографии кактуса
смотреть все
Обсуждение (3)