НАВЕРХ

Путь хоккеиста: будущая звезда не плачет

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

О том, что нужно, чтобы стать звездой хоккея, чего не хватает юным спортсменам в Новосибирске и в чём ошибки родителей, мечтающих о блестящей карьере для детей, Sibnet.ru рассказал директор хоккейной школы «Сибири» Олег Прокопенко.

Новосибирская хоккейная школа возникла в 40-х годах прошлого века, когда послевоенное поколение детей пришло в городские хоккейные команды «Динамо», «Пищевик» и «Спартак». В 1968 году школу признали на европейском уровне, в 1975 году — на мировом. Статус «СДЮШОР по хоккею» школа получила в 1978 году. В 2002 году при школе открылся интернат, за десять лет работы которого 14 хоккеистов попали в Суперлигу, 17 учеников — в Высшие лиги России и Казахстана.

— Олег Борисович, в каком возрасте нужно идти в хоккей?

— Заниматься спортом никогда не поздно, просто есть спорт высших достижений, а есть массовый. Если в 13 лет ребёнок начнёт заниматься, ему будет очень сложно конкурировать с теми, кто семь лет в хоккее. Но вообще это всё, конечно, очень индивидуально, зависит от способностей.

Сейчас у нас самые младшие дети, которые занимаются общефизической подготовкой, пока не на льду катаются — это четырёхлетние. Самые старшие — 1997 года рождения, 18-летние. Они будут в этом году выпускниками. А маленьких в этом году очень много, пришлось даже разбивать их на две группы, потому что очень трудно заниматься, когда на лёд выходят 90-100 человек, это очень много.

— А с чем связано то, что количество детей растёт?

— В Новосибирске всегда был популярен хоккей, и успешные выступления «большой» команды привлекают и массовость в том числе. Изначально в Сибири хоккей был одним из самых популярных видов спорта. Это распространяется и на всю страну, но хоккей любят больше, чем другой спорт, именно у нас, и с годами, по моему мнению, это усиливается.

— Для хоккея нужны какие-то особые физические данные?

— Заниматься можно любому ребёнку, медицинские показания определяет простой педиатр. Если медики не запрещают, то пожалуйста, пускай приходит и занимается. Каких-то особенных показаний нет. Недопуски — только если противопоказаны занятия спортом в принципе. Мы берём любого, кто принесёт соответствующую справку от врача.

— Набор в школу сезонный или можно привести ребёнка в любое время?

— Занимаются маленькие дети с сентября по май, а остальное время они заняты детским отдыхом — купаются, загорают и набираются сил. А «учебный» период ребёнка можно привести в любое время, можно и весной, хотя в конце мая уже, конечно, не стоит.

А у более старших занятия длятся с середины июля по май. У них отдыха меньше, но тоже есть. Как говорится, солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

— Хоккейные матчи иногда превращаются в силовые поединки. Насколько травматичен этот спорт в сравнении с другими?

— Бывает, конечно, что хоккеисты ломают пальцы, руки, но тут нет каких-то закономерностей, статистики. Вообще хоккеисты не любят говорить о каких-либо своих травмах. Конечно, могут получить травмы и взрослые и ребятишки. Самые распространенные — это трещины, переломы… Но они возможны точно так же, как и в любом другом спорте. И спорт, и досуг: кёрлинг теперь в Сибири

Для детей есть обязательные требования: защите головы, лица и шеи. Это международные стандарты и стандарты всероссийские. Соответственно, без наличия специальной экипировки они не допускаются ни до тренировки, ни до игры. После 18 лет разрешено снимать металлическую маску и надевать визор — стекло, которое защищает только глаза, и каппу.

— То есть во взрослом хоккее основная зона риска — лицо?

— Нельзя предугадать, когда получишь травму. Да, зашивают лица, травмируются зубы, губы, уши, но это взрослый хоккей. Он, действительно, очень контактный. Думаю, например, в единоборствах можно получить гораздо больше травм.

— В продолжение темы темперамента этого вида спорта. Есть ли в программе подготовки какие-то силовые элементы, психологическая подготовка?

— Сначала идут общефизические занятия, в маленьком возрасте важнее всего развить ловкость и координацию. Также детей учат работать в группе, слушать тренерский состав, находиться в коллективе, поддерживать общую дисциплину. Простые, совершенно обыкновенные требования, ничего сверхъестественного нет. Психологический элемент в них, конечно, есть.

А насколько хоккей затратный для родителей?

— На первом этапе это только приобретение формы и другой экипировки, клюшки в том числе. Больше никаких денег не надо, тренера и место для занятий наша школа предоставляет бесплатно.

Не могу сказать, в какую сумму обойдётся вся экипировка, по-разному бывает. Детские коньки, бывает, стоят 2 тысячи рублей, форма чуть дороже. Но много кто для маленьких детей не покупает новые вещи, и это правильно. У нас на стадионе «Сибирь» можно также взять всё это напрокат.

— В школе предпочитают отечественный или импортный инвентарь?

— На начальном этапе, конечно, это отечественный инвентарь. Он дешевле, а для маленьких это не так важно. Дальше, когда взрослые люди занимаются, уже есть определённые критерии — жёсткость, скольжение, угол, загиб… Но в самом начале об этом не надо думать.

— А если есть талант, но нет денег даже на экипировку?

— Вообще все стараются помогать таким талантливым ребятишкам — и школа, и клуб. Или оказывают помощь в приобретении, или просто выдают, допустим, какую-то экипировку. Такие случаи у нас бывали.

— По вашим наблюдениям, какая мотивация у родителей чаще: они хотят вырастить звезду или приводят ребенка, чтобы просто был чем-то занят?

— Очень хороший вопрос! В последнее время очень многие, когда приводят детей в хоккей, хотят, чтобы те стали профессиональными хоккеистами и подписывали хорошие контракты.

Это просто нужно видеть — как родители тащат ребёнка на тренировку за руку, чтобы он занимался. А он кричит, плачет, не хочет тренироваться. Может быть, он хочет заниматься футболом, рисовать любит, или музыку.

Это происходит очень часто, когда родители детей шести-семилетнего возраста просто кричат, выгоняют их на лёд. А этого делать ни в коем случае нельзя. Ребёнок должен любить хоккей, желание должно идти только от него самого.

— И что дальше с детьми, которых силой выгоняют на лед? Получается ли в последствии у них чего-то добиться?

— Если любого ребёнка заставить заниматься не тем, что он любит, какая судьба может быть? Не наблюдал я случаев, чтобы из этого что-то получалось. Это же страшно, когда ребёнка заставляют. Я не хотел бы, чтобы это было массово, или чтобы вообще такое случалось с детьми. Давайте дадим ребёнку право выбора.

— А какое количество времени занимает у ребёнка этот спорт?

— Зависит от возраста. Если у маленьких детей по две тренировки в неделю длительностью по 45-60 минут, то у выпускников спорт занимает около трёх часов каждый день кроме выходных.

— На учёбе не сказывается? Школы относятся с пониманием?

— Большинство наших старших ребят учатся в профессиональной школе-интернате, где расписание составляется так, чтобы они успевали тренироваться. Но есть и те, кто учится в обычных школах, и им учителя, конечно, идут навстречу. Если школьники, допустим, едут в другой город играть, они берут с собой домашнее задание и делают его там.

В любом случае те, кто занимается хоккеем, должны получать полноценное образование, и они его получают. У нас занимаются даже те, кто в общеобразовательной школе золотые медалисты.

— Какой процент детей в процессе обучения отсеивается и по каким причинам?

— Сложно сказать, какая часть отсеивается. Но как только дети начинают играть в официальных играх первенства России (с 10 лет), в команде остаётся порядка 35 человек. Но это не значит, что другие перестают играть. Они переходят в другие школы — их у нас в городе много: в Первомайском районе, на ОбьГЭС, также в Чике, Бердске. Есть пришкольные команды, студенческая хоккейная лига. Если у ребёнка есть желание, то продолжать играть можно и в вузе.

— Как выглядит путь хоккеиста, что ждёт после спортшколы того, кому удалось начать карьеру в хоккее?

— Хоккеист приглашается в команду молодёжной хоккейной лиги, и если он добросовестно, хорошо работает, старается, то он может попасть в команду мастеров хоккейного клуба «Сибирь».

Очень большая проблема для нас то, что многие уезжают в другие города. Единицы едут за границу, в основном уезжают на запад нашей страны — в Омск, Казань, Москву, Санкт-Петербург. Западные команды таким образом усиливаются. Это называется не воспитанием детей-хоккеистов, а селекцией. Когда из 25 человек 15 тех, кого пригласили, в то время как у нас играет 99% своих воспитанников.

В другие школы начинают переходить с 12 лет. Вообще год на год не приходится, у нас в интернате бывают из разных городов ребятишки, например, из Красноярска, Владивостока, Иркутска, Нерюнгри, Омска, Барнаула…

— А какой смысл менять один российский город на другой?

— На запад едут потому, что ближе к Европе, к тому же, и команд там больше. Это решение опять же принимают не дети, а родители, которым кажется, что там больше перспектив.

— Кто сегодня тренирует детей: бывшие игроки «Сибири» или приглашенные из других городов?

— В основном это те, кто оканчивал школу «Сибири» и играл в «Сибири», пожалуй, 90%. Остальные… Играли в хоккей в жизни все. Есть и те, кто переехал Новосибирск из других городов.

— Ваши сегодняшние ученики могут попасть в сборную России?

— Наши воспитанники и так туда привлекаются ежегодно. Это игроки 1994, 1995, 1997 годов рождения, кроме того, это и тренерский состав. Говорят, что из-за Урала невозможно попасть в сборную, но на самом деле это не так.

— Скоро будет сдан отдельный каток для хоккейной школы. Что изменится после его открытия?

— Мы единственная хоккейная школа, у которой нет своего катка. Наконец-то, многочисленными усилиями он появится. Он находится здесь же: дети будут тратить меньше времени на переезды с катка на каток, больше времени посвящать учёбе в общеобразовательной школе, у них будет больше свободного времени.

Сейчас дети занимаются не только в ЛДС, но и на СКА, на катке «Родник» на улице Тюленина. Льда не хватает.

— Кроме нехватки льда, с какими трудностями еще сталкивается региональный хоккей?

— Это нехватка и материально-технической базы, и экипировки, и системного образования тренерского состава. Также один из сопутствующих моментов — это влияние родителей на учебно-тренировочный процесс: их недовольства, необъективная оценка. Но это так по всей России, к сожалению.

— А какие у вас дальнейшие планы после переезда, что ещё хотелось бы сделать для развития школы?

— Очень бы хотелось, чтобы построился игровой зал — универсальный зал, где можно играть в баскетбол, волейбол, мини-футбол, ручной мяч и другие игровые виды спорта, они наиболее приближены к хоккею. Эти занятия необходимы для развития ловкости, игрового мышления, каких-то тактических моментов, видения поля, своевременных передач.

А ещё хотелось бы в подготовительный летний период организовать учебно-тренировочный лагерь: они есть в области, но именно спортивной направленности — недостаточно. Там должны быть игровые плоскостные сооружения, желательно, чтобы был водоём — это важно для закалки детей. Самые простые требования.

И это касается не только хоккея. Их же много, видов спорта, и всем ребятишкам хотелось бы проводить сборы и тренироваться.


Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Обсуждение (2) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (2)
0
Добавить комментарий