НАВЕРХ

Как работает единственный шанс на помилование

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Когда осужденные просят о помиловании, чаще всего говорят о несправедливом наказании, тяжелой жизни, представляют себя жертвой обстоятельств, клянутся в раскаянии. В ряде случаев это правда. Но определить истину и степень раскаяния невозможно только из записей в деле и объяснений. 

Новосибирская региональная комиссия по помилованию на минувшей неделе посетила единственную в области женскую колонию ИК-9, где показала и рассказала — как работает и на основе чего принимает решения.

В задачи региональной комиссии по помилованию при губернаторе входит предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных и подготовка заключений по этим ходатайствам. Комиссия может отказать, рекомендовать помиловать или сократить срок. Свое заключение комиссия представляет главе региона, а он — президенту страны. Состав комиссии и председатель утверждаются губернатором. Как говорится в положении о комиссии, ее членами «могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию».

ДОЧКУ — МОЛОТОЧКОМ

«Дочку свою, ну маленько ударила ее по голове, молоточком, ну не сильно. Она в больнице не лежала, 21 день только на больничном и все. Много она горя принесла мне. Она очень не любит работать, в одном киоске отработала, уволилась. А двое детей у нее: мама, дай и дай. Работать не любит. Ей полста один год, если будет 10 лет стажу, это хорошо», — рассказывает комиссии пенсионер и инвалид третьей группы Валентина Ивановна 1943 года рождения.

Член комиссии спрашивает, где она сама работала. Женщина объясняет, что работала учеником повара, маляром, дворником, на заводе маляром по металлу, и затем ушла на пенсию. Она добавила, что с дочкой отношения не поддерживает и не знает, где она. Общается только с внучкой, которая с семьей живет в трехкомнатной квартире Валентины Ивановной на Красном проспекте. По ее словам, внучка готова жить с бабушкой.

«Вы, когда дочку ударили, дочь была пьяна, а вы?», — спрашивает другой член комиссии. Осужденная без паузы: «Ну и я не буду скрываться, была выпимши, но не пьяная была…. Я здесь устала, мне тяжело здесь, я все обдумала».

Следом за пожилой женщиной заходит молодая — звезда местного конкурса «Калина Красная» Ксения. Тоненькая небольшого роста девушка отбывает 11-летний срок за соучастие и сокрытие убийства. До этого она была осуждена условно за разбой.

«Я совершила преступление в молодом возрасте на тот момент мне исполнилось 18 лет. Это, конечно, не оправдывает меня, я полностью раскаиваюсь в содеянном. Отсидела достаточный срок, уже седьмой год здесь нахожусь. Все взвесила и оценила, я не считаю, что мне есть оправдание, но я надеюсь на то, что возможно помилование. Мне хочется создать семью, стать полноправной гражданкой общества», — говорит Ксения.

Она отмечает, что выплачивает иск семье погибшего в 220 тысяч рублей, уже выплатила 80 тысяч. Написала письма родственникам с просьбами о прощении, но пока их так и не отправила.

«У меня была одногруппница, мы учились вместе в училище, пригласила меня с ребятами к знакомым обмыть покупку машины. Я согласилась. У парня был умысел завладеть автомобилем, парень был значительно старше нас, очень высокий… Мы сначала испугались сильно… Я должна была сообщить в милицию, если бы сообщила, это было бы правильно. Но я побоялась что сообщу, и он с нами что-то сделает», — несколько путано рассказывает осужденная об обстоятельствах случившегося.

«Вы, когда труп прятали, вам сейчас это не снится?» — спрашивает член комиссии. На что Ксения отвечает, что очень часто снится, а первое время она вообще спать не могла.

Следом вопрос про первое преступление. «Это была дискотека. Была подружка, были другие девчонки. Как бывает в юношестве, поругались, обозвали друг друга. И забрали у девчонок цепочку», — отвечает Ксения.

ДРАМА КАК В КИНО

Десятилетний срок отбывает 25-летняя Яна, в прошлом продавец магазина из забайкальского Краснокаменска. Осуждена за пособничество в убийстве, разбой, присвоение и хищение средств. Она просит сокращения срока, чтобы помочь своим родителям и создать семью. По словам Яны, вместе с родителями она хочет переехать в Томск, чтобы начать новую жизнь. Девушка утверждает, что совершила преступление под давлением.

Затем комиссия заслушала 40-летнюю Марину, осужденную на девять лет за распространение наркотиков. По ее словам, был такой семейный период, что очень нужны были деньги. А сейчас на воле у нее трое детей без помощи и защиты. Их отец погиб. Старшая дочь взяла опекунство, бросила учебу и воспитывает двух младших.

И еще один случай с наркотиками. Елена осуждена на пять лет за распространения наркотиков. По ее словам, когда она покупала наркотики, они еще были легальной курительной смесью, которую получала по почте. На вопрос о заработанной на наркотиках сумме девушка отвечает: «Сделали матери операцию, потом ей аппарат из Москвы доставляли. У нее был рак желудка, ей удаляли желудок. Потом крышу на дом поставили и фундамент в доме заменили».

Надежда лишила жизни своего супруга, с которым прожила в браке почти 16 лет. «Все произошло случайно. Я делала заготовки, крошила овощи на кухне. Была с ножом. Он подошел сзади, я повернулась. Я не видела, я бы не подумала, что я могла его задеть. Раз я была с ножом, значит это моих рук дело», — рассказала женщина.

На уточняющие вопросы комиссии она ответила только одно: «Так получилось». «Вы маленькая. А он 173 сантиметров. А вы ударили его в грудную клетку, как можно просто повернуться?», снова недоуменно спрашивает член комиссии. На это Надежда промолчала.

Следующая история из тех, что становятся сценариями для фильмов. Валентина осуждена на 7,5 лет за убийство мужа, с которым из своих 65 лет прожила 42 года. «Я с ним жила и хорошо, и плохо. Он не хотел работать, издевался. Вот так и получилось. Я очень каюсь. Неоднократно вызывала участкового, писала в суд, чтобы его убрали от меня, я с ним даже развелась. Никаких мер не было, мне сказали, что неправильно написано», — сказала женщина.

Как выясняется дальше, супруги были разведены, но бывший муж не отселялся. «Ему просто некуда было уходить, у него родители умерли. Я с ним уже восемь лет разведенная, а жил он у меня в доме», — уточняет Валентина.

При этом, по ее словам, бывший супруг «бил, пальцы выкручивал, волосы выдирал, в больнице я лежала с сотрясением мозга не раз». «Он меня подушкой давил и потом знаете, у меня тоже ножевое ранение в бедро. Как получилось, что я его ножом ударила, я этого не знаю, не помню, я в таком состоянии была…», — рассказывает она об убийстве.

Еще одна история семейного насилия. Девушка 25 лет из поселка Дарасун Забайкальского края рассказала о том, что убила старшего брата, который с детства издевался над всей семьей, а ее домогался с 13 лет. Она вышла замуж, родила ребенка, но муж умер от сердечной недостаточности, и Альбина вернулась в родительский дом, где пришлось снова жить с пьющим братом.

На комиссии Альбина все время плакала, а во время ее рассказа звонили колокола местного храма. Трагедия случилась, когда брат, будучи пьяным, опять избил сестру и поднял руку на ее ребенка. Вызвали полицию, дебошира сначала забрали, но потом позвонили и сказали, чтобы его забирали. 

«Отвезли в наркологический диспансер, где его не приняли, сказали, что он симулянт. Привезли домой. Утром он опять стал распускать руки, изломал ножом детский стул, ударил моего ребенка, избил маму и меня. Я сама не понимаю, как это получилось все, я ударила его ножом», — рассказывает Альбина. Она, теребя платок, добавляет, что ее дочери сейчас пять лет и она очень хочет ее воспитывать.

ТОЛЬКО ОДИН ПРОЦЕНТ

«Сегодня приняты два решения. Снизить наказание на три года для женщины, которой 65 лет, она раскаивается в содеянном и, думаю, она осознала… И молодая мама, у которой маленький ребенок, нам было сложно выслушивать эту житейскую историю, и мы нашли мужество чтобы ходатайствовать перед президентом РФ, чтобы учли ее просьбу», — говорит председатель комиссии, депутат заксобрания Сергей Титков.

Он отмечает, что «это женская колония, и мне и моим коллегам было непросто встречаться с осужденными, выслушивать их истории и принимать решения».

«Счастливицами» оказались Валентина, убившая бывшего мужа, и Альбина, убившая брата. Для комиссии два положительных решения — уникальный случай. Статистика ее работы не утешительна для осужденных, а подавать просьбу о помиловании в России можно лишь один раз в жизни.

Обычно комиссия вносит решения о помиловании заочно, читая дела, и лишь раз в квартал выезжает в колонии, где могут услышать все от самих осужденных. За 13 лет работы новосибирской комиссии рассмотрено более 1,5 тысячи ходатайств осужденных, из них только 87 осужденных рекомендованы к помилованию. Из этого числа положительный вердикт президента РФ получили только восемь, шесть освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а двум осужденным сократили сроки лишения свободы. Получается, что 99% прошений остались без результата.

«Предварительно за недели полторы, а секретарь комиссии за месяц до заседания, начинает изучать документы. Мы общаемся с потерпевшими — телефонный разговор, может, и встреча с родственниками потерпевших. Надо учитывать их мнение. Мы сюда приезжаем во всеоружии, изучив как личное дело, так и жизнь на той воле (до приговора)», — поясняет зампредседателя комиссии Владимир Попков.

По его словам, некоторых женщин на комиссии было, безусловно жалко просто по-человечески. «У нас женщин редко поддерживают, их порой только осуждают. Но наш брат-мужик доводит до такой степени! Одна прожила 42 года с мужем и вот издевательства его не выдержала…», — говорит Попков.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Умер старейший в мире мужчина
Американский штат легализует супружескую измену
Названа сама счастливая страна мира
Женщина поймала мужа на измене благодаря приложению для тренировок
смотреть все
Обсуждение (16)