НАВЕРХ

«Не ставьте крест»: новосибирцы выступили против цензуры РПЦ

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Православным активистам в Новосибирске ответили не менее массовым митингом. В воскресенье на площади Ленина высказаться «За свободу творчества» собрались, по разным оценкам, от 1,5 до 3,5 или даже 5 тысяч человек. На трибуну поднимались и выступали в режиме видеоконференции писатель Геннадий Прашкевич, режиссер Андрей Звягинцев, директор Технопарка Дмитрий Верховод, богослов Андрей Кураев и многие другие.

В резолюции участники акции закрепили требования о пересмотре статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», снятии министра культуры РФ Владимира Мединского и назначенного на пост директора Оперного театра после увольнения Бориса Мездрича Владимира Кехмана и возвращении в репертуар оперы «Тангейзер», которая и стала отправной точкой самого громкого спора о чувствах верующих, цензуре и искусстве.

Площадь Ленина к началу митинга была занята полностью и в течение акции люди продолжали подходить. По оценкам представителя мэрии, на митинг пришло около 1,5 тысячи человек. Организаторы насчитали 2,5 тысячи человек, как и указывалось в заявке на проведение митинга.

Но визуально эта акция была даже более массовой, чем митинг православных активистов неделю назад, после которого организаторы заявили о 10 тысячах участников. Правда, полиция тогда насчитала 2 тысячи человек. В это воскресенье на момент публикации полиция свою оценку числа митингующих еще не озвучила.

Среди собравшихся было много молодежи, также часто встречались люди среднего возраста, семьи с детьми. Из известных в городе присутствовали ученые, творческая интеллигенция. Над головами возвышались плакаты: «Художник должен показывать, а не доказывать», «Верить нужно прежде всего в разум», «А Дом-2 ЗАО РПЦ не оскорбляет???», «Не ставьте на искусстве крест» и т. п. Также некоторые участники принесли плакаты, на которых человек отказывается от бананов, которые как бы отсылали к основному роду деятельности и нового директора НГАТОиБ Владимира Кехмана.

Практически все лозунги были написаны вручную на небольших листах ватмана. Некоторые плакаты изготавливали прямо на месте. Очевидно, что централизованной подготовки акции с типографской печатью агитматериалов не было, или их изготовить не успели. Но не было замечено и никакой партийной символики, равно как и флагов различных объединений и движений, традиционно присутствующих на массовых акциях.

«Я пришла потому, что меня глубоко возмущает выступление так называемых православных активистов. Они диктуют свои идеи, мысли, верования большинству жителей Новосибирска. Я боюсь, что будет дальше, если дадут право диктовать именно таким людям в нашей стране. Невозможно, чтобы такие небольшие группы диктовали свою позицию», — прокомментировала Sibnet.ru участница митинга Татьяна Таловская, которая пришла к Оперному со своей дочерью-студенткой Бэллой.

«Главная идея этого митинга — показать, что адекватные люди существуют в Новосибирске. Просто они (православные активисты) громко кричат, поэтому их слышно. Мы не привыкли громко кричать потому, что относим себя к интеллигенции», — сказала Бэлла.

Молодой парень Даниил Быков вышел на митинг с плакатом, цитирующим статью Конституции РФ о свободе творчества. «Ущемлены мои личные интересы, общество от этого страдает. «Тангейзер» не смотрел, меня больше волнует отмена рок-концертов, на которые я хотел сходить. Цензура на лицо, под покровительством федеральных властей, наверное, и точно, местных», — пояснил Быков.

Еще одна участница митинга, верующая Ольга, как она отметила сама, сказала, что поддерживает требование вернуть «Тангейзер» в репертуар театра, потому что, по ее мнению, он не нарушает никаких чувств верующих.

«То, что делает православие — это такая антиреклама. Митрополит отпугивает собственную потенциальную паству. То, что происходит, многих людей оттолкнёт. Внешне это смотрится как фанатизм и как полное отсутствие мозгов. Такое поведение — навязчивое диктаторство. Мир уже пережил инквизицию и не хотелось бы повторения»,— сказала Ольга.

Официальную часть митинга открыло выступление новосибирского писателя Геннадия Прашкевича. Кроме него со сцены и в режиме видеоконференции выступило немало авторитетных новосибирцев, среди которых режиссер Андрей Звягинцев, известный театральный критик Марина Давыдова, директор Технопарка Дмитрий Верховод и многие другие. Участники акции выражали свою солидарность с выступающими аплодисментами.

«Видимо, эти люди хотят, чтобы из России были изгнаны живые люди и живое искусство, и заменены муляжами радиоуправляемыми. Я думаю, министр Мединский и ряд депутатов, которых мы знаем, они по призванию — таксидермисты. Зачем же иметь дело с живыми непредсказуемыми неуправляемыми иногда зверями и птицами. Поубивать, наделать чучел и поставить в полях и лесах красиво и правильно. Вот такую природу наше государство профинансируют!» — заявил в своем выступлении заявил актер театра «Красный факел» Владимир Лемешонок.

Доктор философских наук Дмитрий Винник сказал, что был на премьере оперы и увидел, что сюжет вполне христианский. «Вещей не политических самих по себе не существует. Любую вещь можно политизировать, даже столь никчемный вопрос — с какой стороны бить по пасхальным яйцам. И вот у нас в стране появились тупоконечники, которые хотят сделать из нас остроконечников», — сказал Винник. Его слова вызвали настоящую бурю аплодисментов.

Театральный режиссер Кирилл Серебренников в видеообращении к новосибирцам заявил, что лишь зритель может спасти оперу. «Это (православные активисты) никакое не большинство. Это меньшинство, агрессивное мракобесное невежественное меньшинство, которое указывает нам на какие спектакли ходить, что ставить, что хорошо, что плохо, что духовно и что не духовно, что талантливо, что не талантливо, как говорить как не говорить, как литературу интерпретировать и как нельзя интерпретировать», — сказал Серебренников.

Соорганизатор митинга Стас Захаркин сказал, что на площади присутствует богослов Андрей Кураев, но он выступать не будет. Участники похлопали и проскандировали «спасибо». Через какое-то время Захаркин сообщил, что «Кураев увидев, какие новосибирцы добрые, решил впервые выступить в своей жизни на митинге».

«Жест, противоположный жесту распятия, это жест боксерской стойки, когда кулаки выставлены вперед для защиты и угрозы: «Сейчас как дам! Не приближайся!» Иногда побеждает именно слабость. Красота христианства именно в этом — в отказе от борьбы за казалось бы очевидное…. Не позволяйте себя закатать в тот или иной контекст акций — «за», «против», политических выборов. Будьте людьми. Человек это тот, чье чело облечено в вечность! Всем добра!», — сказал Кураев.

Новосибирцы еще раз поблагодарили Кураева, а затем заслушали резолюцию митинга. Организаторы решили, что за нее каждый сможет проголосовать онлайн на сайте петиций. На митинге собравшиеся проголосовали поднятием рук.

В резолюции выдвинуты следующие требования: недопустимость любых видов цензуры, изменение статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» в соответствии с принципом правовой определенности. Также участники потребовали отставки министра культуры РФ Владимира Мединского, Владимира Кехмана с поста директора НГАТОиБ и восстановление постановки «Тангейзер» в репертуаре НГАТОиБ.

Завершили митинг участники повернувшись лицом к театру и поаплодировав ему, что стало своеобразным символом некой защиты театра зрителями.

Скандал разгорелся в феврале, когда внимание православных активистов привлекла афиша оперы «Тангейзер» с изображением фигуры, напоминающей распятого Иисуса между ног женщины. В городе начались митинги в защиту нравственности и морали с требованиями уволить главу театра, режиссера и региональных чиновников от культуры. Одновременно митрополит Тихон обратился в прокуратуру, а прокуратура — в суд, где ответчиками по обвинению в оскорблении чувств верующих выступали режиссер Тимофей Кулябин и руководитель театра Борис Мездрич. Суд прекратил дела в отношении обоих за отсутствием состава правонарушения. Однако Минкультуры уволило директора театра.


«Тангейзер» — пятая опера Рихарда Вагнера, написанная в XIX веке. Герой пьесы — рыцарь Тангейзер из немецких легенд, в одном из своих приключений он посещает грот Венеры, который считается местом разврата. В версии новосибирского режиссера в гроте побывал Иисус Христос, что и возмутило РПЦ.

Фото: © Sibnet.ru
Еще по теме
Папа Римский призвал к мирным переговорам на Украине
Мусульмане начали праздновать Ураза‑байрам
Великий пост в 2024 году: календарь питания
Масленица началась в России
смотреть все
Обсуждение (150)