НАВЕРХ

Первый Сибирский кукольный карнавал

Первый Сибирский кукольный карнавал

В Барнауле открылся первый Сибирский карнавал кукол. На выставке представлено около трехсот экспонатов. Все они сделаны вручную и в единственном экземпляре.

В день открытия кукольного карнавала, а его приурочили к международному дню музеев, в Государственном художественном музее Алтайского края творился небывалый ажиотаж. Чтобы попасть внутрь, нужно было протиснуться через плотную толпу на входе. Уже через полчаса в кассе не осталось билетов, а в выставочном зале яблоку негде было упасть. По словам завсегдатаев музея, здесь давно не было столь интересных и необычных проектов. «Это нечто оригинальное и новое в этих стенах. Я здесь не раз бывал. Здесь и Третьяковку в свое время выставляли. В этот раз впечатлений не меньше», - признался посетитель карнавала Илья Борисов.

За стеклянными витринами – дамы и кавалеры в парчовых нарядах, по соседству – русская купчиха с чашкой чая в руках, напротив – по-английски чопорный Шерлок Холмс и Джокер, лихо подкидывающий колоду карт. Мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска и других городов привезли в Барнаул свои лучшие работы. Приглашали не только мэтров, но и начинающих авторов. Для многих этот проект – уникальная возможность представить свои творения на суд зрителей. За Уралом ремесло кукольника только набирает популярность, а потому выставки редки. «Москва далеко, не всегда есть возможность съездить, встретиться с мастерами, - говорит автор из Красноярска Татьяна Лыскова, - а здесь мы пообщались, многому научились у них. Например, как делать обувь для кукол»

Человечество делало куклы всю свою жизнь. Из камня, дерева, кости, глины, соломы, теста. Сегодня к этим материалам добавились сложные технические механизмы и компьютерные программы. Но главное, говорят мастера – придумать яркий, запоминающийся образ. У входа в выставочный зал гостей встречала кукла-секретарша Домна Арнольдовна. За рабочим столом с печатью в руках сидит пожилая дама. Строгое темное платье, седые волосы собраны в пучок на затылке, - типичная секретарша советских времен. Суровый скрипучий голос вопрошает, обращаясь к публике: «Любите ли вы моего начальника так, как люблю его я?» Зрители улыбаются и робко протягивают бумаги. Домна Арнольдовна, словно нехотя, ставит на них печать с эмблемой карнавала. Начальник здесь же, скромно стоит чуть поодаль, - редкий случай, когда посетителей интересует не босс, а секретарша. Этого робота привез из Томска директор инженерного театра «Аниматроник» Андрей Рюмин. Полуметровую куклу делали полгода. Все детали вытачивали вручную, кое-что пришлось изобретать самим. «Когда все делается кустарным способом, это, конечно, очень тяжело, - делится Андрей. – Ведь нужно сделать вещь, которая по качеству не должна уступать, к примеру, заводской автомобильной запчасти. И при этом такой запчасти нет в природе, ее надо выкроить, выточить и испытать». Своих роботов томичи называют «актерами ручной сборки». Они словно разыгрывают перед публикой небольшой спектакль. «Принципиальный вопрос для нас – сделать смешную куклу. Мы делаем некую миниатюру, и эти пять минут человек должен стоять рядом с ней с открытым ртом. Если это получается, значит кукла удалась», - заключает томский мастер.

В отличие от современных роботов, алтайские национальные куклы мастерят так же, как много веков назад. Из грубой льняной ткани делаю голову, скручивают туловище, плетут косы. Платье вручную вышивают бисером и разноцветными нитками. По традиции, у куклы нет лица, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а наоборот, разбудить его собственную фантазию. «Это не просто художественная вещь, - объясняет нам сотрудница галереи поселка Аскат Республики Алтай, девушка по имени Каури, - это вещица, в которую вложен сакральный смысл. Люди ее делали не для того, чтобы просто повесить на стену, а как вещь, с которой человек будет общаться». Считалось, что такие куклы оберегают человека и его жилище от злых духов. «Например, кукла Умай – покровительница домашнего очага у алтайцев, - рассказывает Каури. – Ее вешали у детской колыбели. Если ребенок лежал в люлечке и улыбался, значит Умай стояла за его плечом и качала люльку. Если ребенок плакал, значит, надо было Умай чем-то задобрить». Многие и сегодня верят, что такая кукла может защитить от беды.

Инженер-химик из Новосибирска Наталья Калашникова увлекается созданием кукол всего полгода. Сначала даже не верила, что сама сможет выполнить столь тонкую работу. Самое сложное, говорит, подобрать и сшить кукле наряд. Обычные выкройки не годятся, пришлось освоить специальную методику. Ткани для костюмов должны быть натуральными и неновыми. «У куклы должна быть своя история, поэтому где-то ботиночки потертые, платьице слегка испачканное. Словно она жила своей жизнью, что-то делала», - говорит Наталья. И со вздохом добавляет: «Куклы, они такие капризные! Иногда заставляешь ее быть такой, как задумал, а она не хочет. Тогда лучше отпустить ее на волю, и кукла получается более жизнерадостной и непосредственной. Они тогда живые!» На свое увлечение Наталья тратит почти половину и без того небольшой инженерской зарплаты и уйму времени. От знакомых часто слышит: «неужели в детстве не наигралась?»

Почему взрослый человек снова берет в руки куклу? Почем одни готовы часами и месяцами создавать ее, а другие – тратить большие деньги, чтобы поставить к себе на полку и любоваться? «В психологии сейчас появился термин «куклотерапия». Кукла – своеобразный уход человека от всевозможных проблем, от загруженности нашей, от негатива, который давит на человека, - отвечает художник по куклам из Москвы Елизавета Овчинникова. – Кукла – это самое естественное занятие человека. Есть ведь такая цепочка: Бог создал человека, человек создал куклу»

Цена некоторых кукол достигает десятков тысяч долларов. Это уже не игрушки, а настоящие произведения искусства. На Первом Сибирском кукольном карнавале вспышки фотоаппаратов не прекращались ни на минуту. Посетители стремились запечатлеть на память понравившиеся экспонаты. Увидеть их еще раз, видимо, уже не придется. С карнавальных подмостков многие куклы отправятся на каминные полки в частные коллекции. Ну а мастера уже думают над новыми шедеврами.

Лидия Захарова, специально для www.sibnet.ru

Обсуждение (0) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (0)
0
Добавить комментарий
ВИКТОРИНА
Тройка лидеров:
Tecktonik La Spoke — 1023 балла
D-Man — 1017 баллов
mixanikin6000 — 1013 баллов
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ