НАВЕРХ

Спасти Новосибирск от московских пробок могут только платные автодороги?

Представители Федерации автовладельцев России считают, что подход городских властей к решению дорожных проблем приведет к московским пробкам на улицах Новосибирска. Новосибирские чиновники продолжают искать дополнительные источники финансирования дорог.

По уверениям новосибирских властей, 2007 год должен стать переломным для развития дорожной сети города. Обоснованием столь обнадеживающего заявления служит тот факт, что впервые за всю историю Новосибирска на дороги в нынешнем году выделена рекордная сумма - 1,7 миллиарда рублей. При этом большая часть денег – 1 миллиард рублей – будет субсидирована из федерального бюджета в рамках целевой программы «Автомобильные дороги России». Из обозначенной суммы непосредственно на капитальный ремонт будет потрачено 418 миллионов рублей. Для сравнения, в 2006 году дорожники города освоили на эти цели 387 миллионов рублей, а в 2005 году – 236 миллионов рублей.

Однако, несмотря на возросшее почти вдвое финансирование, надежды автомобилистов на качественный прорыв в ремонте новосибирских дорог не оправдываются. В этом году на улицах Новосибирска продолжает активно практиковаться ямочный ремонт. Он, по мнению членов Федерации автовладельцев России (ФАР), неэффективен по сравнению с капитальным в силу своей недолговечности и разрушительного воздействия на автомобильные подвески. В результате, недовольные автолюбители выразили свой протест к «заплаткам» на проезжей части в демонстративной акции. Они залили одну из ям на улице Ленина смесью цемента и монет, «освоив» таким образом несколько литров денег общей стоимостью около 3 тысяч рублей.

По признанию пресс-секретаря ФАР Олега Полетаева, на сегодняшний день состояние дорог в нашем городе более чем неудовлетворительное: «Для Новосибирска как для столицы Сибири дороги – это повод для насмешек». Транспортная ситуация усугубляется также растущим автопарком, который давно уже требует дополнительных развязок и магистралей. Масштабного же строительства новых дорог в городе, по словам представителей ФАР, автовладельцы пока дождаться не могут.

Сложившийся комплекс дорожных проблем заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов объясняет недостаточным финансированием. Только на поддержание в нормальном состоянии 12 тысяч километров дорожной сети региона необходимо, по словам Никонова, не менее 10 миллиардов рублей в год. Столько же вице-губернатор отвёл и для самого областного центра. Всего в 2007 году на развитие дорог области, в том числе и новосибирских, заложена сумма куда меньшая – около 8 миллиардов рублей.

Однако пресс-секретарь Федерации автовладельцев России уверен, что предназначенной в нынешнем году суммы на дорожный ремонт более чем достаточно. «Есть другая проблема – как её расходовать, - рассказывает Полетаев, - Самый большой наш бич - ямочный ремонт, у него есть несколько недостатков. Во-первых, он освобождает все дорожные службы от какой-либо ответственности. Появилась яма – залатали, на следующий год снова там появилась – снова залатали. Во-вторых, посчитать реально израсходованные деньги на ямочный ремонт невозможно в принципе. Для этого нужно пересчитать в городе все ямы, измерить их глубину».

Пытаясь хоть как-то повлиять на ситуацию, ФАР ещё в апреле нынешнего года предоставила мэрии готовую целевую программу, призванную помочь разрешить накопившиеся транспортные проблемы. Кроме того, ФАР предложила мэрии создать общественный совет по контролю над дорожным строительством и ремонтом. «Вся информация о дорожных тратах мэрии разбита по десяткам, сотням конкретных договоров подряда, субподряда, это всё непрозрачно, - объясняет пресс-секретарь ФАР Олег Полетаев, - А мы хотим добиться прозрачности. Чтобы общественность знала, куда собираются деньги, как расходятся».

В ответ на заявления и предложения автолюбителей власти продолжают настаивать на том, что главная причина плохих дорог – в серьезной нехватке средств и ищут новые источники финансирования. В качестве одной из спасительных мер депутаты облсовета предлагают привлечение частных инвестиций, в том числе и на строительство платных автодорог. Этот законопроект был представлен на рассмотрение субъектам РФ в середине мая, и, ещё не будучи окончательно принятым, был с энтузиазмом встречен местными чиновниками. В пылу обсуждения один из народных избранников даже предложил сделать платным Красный проспект, но в итоге здравый смысл всё-таки победил.

По словам начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Андрея Ксензова, платными планируется делать только трассы вне города Новосибирска, причём все они будут дублироваться бесплатными автодорогами общего пользования. Кроме того, Андрей Евгеньевич заметил, что платным может стать также и третий мост через Обь, который только планируется построить. Предполагается, что в перспективе подобные дороги, проложенные в объезд Новосибирска, смогут не только «разгрузить» улицы города от транзитного транспорта, но и принести дополнительный доход в бюджет.

Напомним, что согласно проекту закона о платных дорогах, платные автомагистрали могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Привлекать же в дорожную отрасль частный капитал намечается на основе концессионных соглашений. То есть, после ввода платной дороги в эксплуатацию часть собираемой с автомобилистов суммы будет поступать в бюджет, а часть – отходить инвестору. Окончательно формы взаимодействия властей и частников пока еще не прописаны. По всей видимости, они будут зависеть от конкретных особенностей каждого объекта строительства, и в первую очередь – от соотношения финансового участия в строительстве государства и частного бизнеса.

Впрочем, президент ФАР Владимир Кириллов сомневается, что платные автодороги спасут Новосибирск от транспортного кризиса. По его мнению, подход чиновников к решению дорожной проблемы в корне неверен. «Ресурсы населения, из которого извлекаются средства на содержание дорог в виде налогов и акцизов на бензин, крайне исчерпаны. Выход из кризиса можно найти только в высвобождении свободных средств из стабилизационного фонда России, о чём уже начинает понимать и сам президент РФ», - считает Кириллов.

Однако и эта мера может оказаться в отношении Новосибирска запоздавшей. По прогнозу Кириллова, уже через 2-3 года наш город ожидают транспортные пробки более серьёзные, чем московские. Проблему не решит даже Северный объезд, который планируется ввести в эксплуатацию в 2009 году. «Чтобы город мог вздохнуть свободнее, ему требуются качественный ремонт уже существующих автодорог, масштабные строительства транспортных развязок, многоуровневых стоянок, – поясняет Кириллов. - Ситуацию усугубляет также точечная застройка, распространённая повсеместно в центре Новосибирска».

Максим Новоселов

www.sibnet.ru

Обсуждение (1)