Ученые из Новосибирска нашли способы защиты шахт Кузбасса

Иллюстрация предоставлена пресс-центром СГГА
Иллюстрация предоставлена пресс-центром СГГА

Совместная разработка позволяет с выгодой использовать для нужд ЖКХ и энергетики содержащуюся в шахтах смесь метана и угольной пыли.

Сотрудники Сибирской государственной геодезической академии, Института химической кинетики и горения СО РАН и Кузбасского технического университета создали высокоэффективную горелку, предназначенную для сжигания метана — газа, содержащегося в угольных шахтах. Его смесь с мельчайшей угольной пылью является одной из главных причин взрывов и пожаров, и ее утилизация является важнейшей задачей обеспечения безопасности горных работ.

Как пояснили Sibnet.ru в пресс-центре СГГА, сейчас метано-пылеугольная смесь выбрасывается в атмосферу. В результате ухудшается экологическая ситуация на территориях вблизи шахт, что может привести к росту болезней среди местного населения. Попытки утилизации откачанной из забоев и подобной смеси путем сжигания не давали устойчивого результата: соотношение метана и пыли в шахтах постоянно меняется; нередко концентрация смеси недостаточна для горения в современных устройствах, в том числе и зарубежных.

Разработка новосибирских и кузбасских ученых — микротурбина, позволяющая доводить содержащуюся в шахтах смесь метана и угольной пыли до консистенции, пригодной для устойчивого горения. Для этого в ходе работы устройства происходит изменение физико-химических свойств откачанной из шахт смеси метана и угольной пыли. В результате сжигания в такой горелке газо-пылеугольный факел будет аналогичен по своим свойства мазутному или газовому. Тем самым, использование новой горелки позволит решить задачу одновременного снабжения объектов экономики или населенных пунктов теплом или электроэнергией. Кроме того, удастся избежать выброса метана в атмосферу.

Разработчики микротурбины уверены, что новинка обладает такой эффективностью, что может использоваться для нужд общественного транспорта. Например, это могут быть гибридные троллейбусы, у которых кроме электрических есть двигатели, работающие на метано-пылеугольной смеси.

Обсуждение (71) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (71) Добавить комментарий