НАВЕРХ

Лучик ослепляющий

Фото с сайта www.bizavnews.ru

Пока ищут "шутников", ослепляющих пилотов ярким светом, корреспондент Sibnet.ru выяснила сенсационные факты, способные реабилитировать лазерные указки.

Кто и когда додумался направить лазер на снижающийся самолет, неизвестно, однако в короткие сроки "диверсия" приобрела угрожающий размах. Первыми от лазерных лучей 20 лет назад пострадали зарубежные аэропорты, а рекордное число случаев ослепления зафиксированы в США (2005 год — около 1,5 тысячи, 2011 год — более 2,8 тысячи). Ситуация дошла до того, что ослепление пилотов в Америке решили считать уголовным преступлением, за которое назначается суровое наказание. Прецеденты уже есть: в 2009 году жителя Калифорнии приговорили к 37 месяцам лишения свободы за то, что он направил лазер на пассажирский самолет и полицейский вертолет в Сакраменто.

В России игры с лазером начались со второй половины 2010 года. Сообщения об ослепленных пилотах поступали из Ростова-на-Дону, Москвы и Сочи. Уже известно о более 30 инцидентах. Каждый раз летчики жаловались, что во время захода на посадку, когда экипажу требовалась максимальная концентрация, они на миг теряли ориентацию в пространстве. Причиной всегда становился сноп яркого света, идущий с земли. Причем если раньше луч бил на высоту 300-400 метров, то теперь радиус дальности уменьшился до 100. То есть времени на восстановление координации и исправление ошибки в случае потери управления у пилотов почти не остается.

— Нас лазерная история шокировала настолько, что, собираясь в отпуск, мы вместо самолета купили билеты на поезд, — признается томичка Марина Цветкова. — Хотя говорят, что одного из "шутников" уже поймали, не факт, что это не повторится.

Первого подозреваемого в ослеплении пилотов действительно задержали в Ростове-на-Дону, однако почти сразу отпустили под подписку. На допросе молодой человек заявил, что имеет алиби, и даже указал на конкретные места, где находился во время инцидентов. А вот наличие при себе лазерной указки объяснил еще проще: носить подобные устройства не запрещено законом.

История с ослеплением пилотов подняла и другую проблему — кто должен отвечать за безопасность самолета, находящегося в воздухе, если угроза идет с земли?

— За судно отвечает авиакомпания, охраной аэровокзала занимается полиция. Аэропорт несет ответственность за обслуживание пассажиров, обеспечение норм авиационной безопасности и недопущение проноса на борт запрещенных предметов. Все ослепления пилотов происходили за территорией аэровокзалов, попасть в здание с лазерными указками никто не пытался, однако, если такие прецеденты будут и указки включат в число запрещенных предметов для проноса на территорию аэропорта или в самолет, мы будем принимать меры и изымать эти вещи, — заявили корреспонденту Sibnet.ru в администрации томского аэропорта Богашево.

В пресс-службе управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу успокаивают: прецедентов с ослеплением пилотов в нашем регионе не было и вряд ли они будут. Пилотов и пассажиров спасает территориальное расположение аэропортов и то, что самолеты не заходят на посадку над жилыми домами, а значит, даже если шутники будут развлекаться с указками у себя во дворе, до кабины пилота луч точно не достанет.

История с лазерами заинтересовала и ученых, которые пытаются понять, о каком именно луче идет речь.

— Лазеры бывают разные, и если направить луч точно в глаз, действительно будет кратковременное ослепление, но не более, чем если бы вы посмотрели на лампочку, — говорит доктор физико-математических наук, профессор национального исследовательского Томского политехнического университета Виктор Лисицын. — Такие предметы, как, скажем, лазерные указки, для человека не опасны. Они не могут причинить вреда. Скорее всего, причина ослепления пилотов в чем-то ином. Либо лазер, направленный на самолет, был намного мощнее, чем указка, либо использовалось какая-то другая аппаратура. Видов лазеров огромное количество. Они могут как "погладить" вас, так и убить. Самые сильные и мощные установки используются военными, однако обычному человеку добыть их и тем более "начать играть" с ними невозможно.

Именно поэтому, по словам Виктора Михайловича, запрет на продажу лазерных указок, если такой вдруг поступит, не спасет ситуацию.

На днях Росавиация обратилась к гражданам с просьбой исключить использование мощных источников излучения для ослепления экипажей воздушных судов. Кроме того, ведомство попросило россиян сообщать в управление безопасности полетов Росавиации и в полицию любую информацию, позволяющую установить злоумышленников.

Обсуждение (48)