НАВЕРХ

Леса горят, кто виноват

Фото с сайта www.sunhome.ru

Сибирь горит. Огонь приходит к домам из леса. Кто-то связывает его появление с халатностью человека, кто-то с глобальным потеплением. Однако и те, и другие единодушны: ситуация становится тяжелее.

Не успело в Сибирь прийти тепло, как в большинстве регионов заполыхали лесные пожары. На данный момент в Томской области огнем охвачены более 50 гектаров леса. Кое-где пламя подбирается вплотную к населенным пунктам. За прошедшую неделю от огня пострадали сразу две деревни. В Подломске дотла сгорели 12 домов, в Гусево выгорели две улицы. В обоих случаях пожар пришел из лесу и из-за порывов ветра стал стремительно распространяться.

Старожилы из пострадавших поселков уверяют: раньше справиться со стихией и предсказать ее характер было проще. Сейчас же изменения погоды не соответствуют ни одной проверенной веками народной примете.

— Изменение климата идет постоянно, — говорит начальник госучреждения "Облкомприрода" администрации Томской области Сергей Воробьев. — Скорее всего, это естественный процесс, который начался бы даже независимо от человека. И уж точно нельзя сказать, что наша хозяйственная деятельность стала главной его причиной. Когда-то в Сибири был тропический климат, возможно, мы к нему и возвращаемся. А может, напротив, движемся к мерзлоте.

Опасения Сергея Николаевича по поводу переменчивости погоды уже много лет разделяют почти все ученые мира. В 2007-м году в Journal of Climate были опубликованы выводы международной группы ученых, заключившей, что сибирские пожары происходят под влиянием климатических изменений. Якобы катастрофические возгорания в нашем регионе участились ввиду изменений климата и сами, в свою очередь, служат катализатором глобального потепления.

— В прошлом веке лес в Сибири имел в среднем около 100 лет на самовосстановление после пожара, — сообщил тогда руководитель исследований, профессор кафедры географии Лестерского университета Хейко Балцтер. — Новые исследования показали, что огонь стал возвращаться чаще, примерно каждые 65 лет. Тем временем среднегодовая температура в Сибири повысилась почти на два градуса Цельсия — то есть растет примерно вдвое быстрее, чем в среднем по миру.

Ученые также проанализировали спутниковые фотографии нашего региона за 18 лет и вычислили время начала и окончания сезона роста растений. Оказалось, с 1982-го по 1999-й год почти во всех экосистемах Сибири признаки весны стали появляться раньше на 3-6 дней. В свою очередь чем теплее и суше становился климат в определенной местности, тем быстрее там возникали пожары.

Впрочем, синоптики Томского гидрометцентра, много лет наблюдающие за погодой, пока не склонны драматизировать ситуацию.

— Не могу сказать, что климат у нас меняется резко, — уверена ведущий синоптик Гидрометцентра Светлана Рюхтина. — В Сибири действительно могут наблюдаться удивительные атмосферные явления, но все они объяснимы. Например, в конце апреля в Томске прогремела гроза, во время которой пошел не дождь, а снег. Причина странного метеоявления — над городом столкнулись теплые и холодные воздушные массы. Такой же удивительный феномен зафиксирован в 1978-м году, когда грозу наблюдали в декабре. Апрель 2011 года стал необычно теплым, но прохладный май компенсировал разницу температур, и общий фон оказался в пределах нормы.

Единственное, что Светлана Викторовна отчетливо заметила за годы работы, — изменение скорости ветра. По ее словам, если еще десять лет назад его порывы в Томской области не превышали 15 метров в секунду, то сейчас они могут достигать 20-22 метров в секунду: "Все завязано по цепочке. Вырубка лесов, скорее всего, ведет к увеличению скорости ветра; чем сильнее ветер, тем он больше раздувает пламя пожаров, и тем сильнее будут выгорать леса".

— Большую часть площади Томской области занимают болота, на которых никогда не росло высоких деревьев, и где всегда мог дуть сильный ветер, однако раньше таких ураганов и смерчей у нас не регистрировалось, — не соглашается с мнением синоптика начальник ОГУ "Облкомприрода" администрации Томской области Сергей Воробьев. — Природа меняется, и мы должны это понимать и подстраиваться. Засушливая весна и жаркое лето неминуемо приведут к росту числа возгораний. Огонь подойдет вплотную к домам. И тот, кто селится в кедровниках, должен понимать, что красивый пейзаж из хвойных деревьев около его дома вмиг может превратиться в пылающий факел. Раньше люди знали это, и в каждом дворе был багор, на тушение вставало все село. Сейчас же народ отсиживается, служба лесной охраны ликвидирована. Какие результаты мы хотим получить?

По предварительным прогнозам синоптиков, сибирское лето 2011 года действительно ожидается сухим и жарким, значит, Сибирь может повторить сценарий прошлого года, развернувшийся в Центральной России, где большая часть городов все лето задыхалась от смога и гари.

— В 90% случаев появления лесных пожаров виноваты люди, — говорит сотрудник Главного управления МЧС России по Томской области Евгений Пинчуков. — Чем теплее лето, тем больше мы стремимся в леса, устраиваем там пикники, оставляем непотушенные сигареты. Мы уже сейчас готовы к тому, что ситуация нынешнего лета может быть сложной. Уже начали вводить особый противопожарный режим: ограничивать посещение лесов и въезд на их территорию транспорта. Запретим жечь костры и мусор в лесах, а также все пожароопасные работы. Будем создавать мобильные группы по тушению возгораний. К сожалению, достучаться до любителей пускать палы или разводить костры пока можно вовсе не с помощью здравого смысла, а лишь с помощью штрафов, сумма которых может доходить до 200 тысяч рублей.

Обсуждение (68)