НАВЕРХ

Песком по метро

Фото с сайта www.metro.ru
Фото с сайта www.metro.ru

В Красноярске продолжается консервация станций метрополитена: на очереди уже третья — у железнодорожного вокзала. Затишье на "Вокзальной" наступит как минимум на пять лет. Эксперты полагают, что вернуться к строительству подземки власти смогут не скоро из-за большой социальной нагрузки на российский бюджет. Сейчас только два сибирских города — Новосибирск и Омск — получают на строительство федеральные деньги.

Вот уже 10 лет на месте, где должна была расположиться станция метро "Вокзальная", практически ничего не происходит. Ситуация должна измениться к июлю 2011 года: полным ходом пойдет не строительство, а консервация объекта. Предполагается заполнение шахты песком. Такой вариант уже был апробирован в 2010 году на станции "Площадь Революции" и считается наиболее безопасным.

Красноярское метро является в некотором роде наследником Байкало-Амурской магистрали, потому что учредителем ООО "Красноярсктоннельметрострой" является ОАО "Бамтоннельстрой"; к тому же в работе используются технологии, применявшиеся при строительстве туннелей знаменитой Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Сейчас в Красноярске грустно шутят, что долгострой известной железнодорожной магистрали косвенно отразился и на судьбе красноярского метро.

Строительство метро в Красноярске началось в конце 90-х годов. Предполагалось, что метрополитен заработает в 2005 году, но из-за перебоев с финансированием сроки постоянно сдвигались. Согласно последнему утвержденному графику, первую очередь с тремя станциями "Высотная", "Копылова" и "Вокзальная" общей протяженностью 5 километров планировалось открыть в 2014 году. По информации Красноярского департамента градостроительства, сейчас пройдено около 3 километров подземных выработок. Согласно расчетам мэрии, ежегодно на строительство метро требуется не менее 12 миллиардов рублей. Эти средства позволят запустить первую очередь подземки через четыре года.

Изначально планировалось, что метростроители, краевое правительство и федеральные власти будут выделять на строительство новой транспортной сети по 300 миллионов рублей. Этой схемы придерживались несколько лет, но постепенно финансирование сократилось, инвесторы отпали. Последний год деньги на строительство метрополитена выделял только бюджет края — и то по 50 миллионов в год. Это капля в море,поскольку по сегодняшнему курсу рубля весь проект оценивается в 28 миллиардов. Не сложно посчитать, сколько лет красноярцам придется ждать подземки при таком финансировании. Кроме того, предписание на консервацию выдал и Ростехнадзор, так как работы не ведутся уже более полугода.

Недавно губернатор Красноярского края Лев Кузнецов заявил, что регион не способен самостоятельно оплатить строительство и ввод метрополитена в эксплуатацию. По его словам, приоритетным проектом для региона теперь является не метро, а новый, четвертый мост через Енисей и вторая очередь "глубокого обхода" Красноярска по трассе М-54.

В Красноярске существуют разные мнения, насколько целесообразно продолжать строительство. Одни считают, что полностью отказываться от него будет ошибкой, поскольку уже сейчас отсутствие метро серьезно тормозит развитие города-миллионника. Горожане опасаются, что если законсервировать проект метро, то, скорее всего, его строительство не возобновится.

— Это как с покупкой машины, — приводит пример красноярец Александр Мансуров. — Человек вроде и понимает, что с автомобилем его семье будет комфортней передвигаться, а поскольку денег на покупку нет, она и откладывается в долгий ящик. А если в семье уже была машина, то тут хоть трава не расти, люди залезут в долги, но вожделенная покупка будет сделана. Потому что семья уже не представляет, как это — без автомобиля.

Некоторые представители власти полагают, что развивать подземку имеет смысл только в городах с населением более 3 миллионов человек.

— Строительство метро в Красноярске станет только новым большим источником затрат для бюджета, поскольку будет работать в минус. К тому же запланированная к запуску первая очередь никак не решит транспортную проблему, — считает депутат Городского совета Красноярска Алексей Додатко. — На этом уже обжегся Екатеринбург: там метро полноценно работает только в утренние и вечерние часы пик, в среднем 4-5 часов в сутки. В остальное время ходят пустые электрички.

И в то же время в администрации Красноярска еще надеется, что финансирование может возобновиться. Ведь смогли же в Москве решиться на подарок Казани на 1000-летие — выделить 900 миллионов на строительство еще одной станции метро. Следующие на очереди — Челябинск, Омск и Красноярск.

На это и будут уповать. Пока же в Красноярске утешаются еще и тем, что шахты будущих станций подземки, по словам строителей, сойдут за отличные убежища в случае войны или радиационной опасности. Директор управления по строительству красноярского метрополитена Николай Болдин рассказывает, что убедился в этом, когда находился в строящейся шахте во время землетрясения в Алматы. 6,5 балла конструкция выдержала спокойно.

— После этого землетрясения некоторые дома в Алматы получили серьезные трещины,их пришлось ремонтировать, а метро хоть бы что! Уже по возвращении в Красноярск мы провели обследование всех выработок внизу под землей и убедились, что наше недостроенное метро так же крепко, — утверждает Николай Болдин.

После того, как станцию засыплют песком, а все постройки с этого места уберут, возле вокзала появится новая автомобильная развязка и парковка, пообещал начальник департамента градостроительства администрации Красноярска Игорь Иванов.

Кстати, на консервацию только одной станции потратят около 40 миллионов рублей. Это практически столько же, сколько будет выделяться на строительство всего метрополитена в последующие годы. И еще 15 миллионов потребуется на расконсервацию.

Схема линий красноярского метрополитена. Фото с сайта wikimedia.org.

Обсуждение (18) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (18)
0
Добавить комментарий