НАВЕРХ

Умная урбанизация

Юрий Левин. Фото Андрея Кучеренко, Sibnet.ru
Юрий Левин. Фото Андрея Кучеренко, Sibnet.ru

Компания IBM уже несколько лет разрабатывает интеллектуальные системы для организации жизни в мегаполисах, помогая решить проблему пробок, очередей и загрязнения окружающей среды. О концепции smart-city в интервью Sibnet.ru рассказал директор IBM в России и СНГ по развитию бизнеса и продажам в регионах Юрий Левин.

Число горожан растет чрезвычайно быстрыми темпами: если в начале XX века их было всего 13%, то в 2007 году больше половины людей жило в городах; к 2050 году, по оценке экспертов, более 70% населения земли станут горожанами. Мегаполисы растут, их роль усиливается, и вместе с этим растут проблемы: как обслуживать несколько миллионов человек? Как прогнозировать запас продуктов питания, медикаментов и т.д.? Как правильно выстроить систему образования, здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство? Как решить проблему преступности? Как не допустить того, чтобы город задохнулся в пробках? Все эти аспекты должны регулировать с помощью интеллектуальных систем, верят в компании IBM.

— Почему мы стремимся жить в городах — очевидно: они дают новые возможности и качество жизни, здесь лучше образование, здравоохранение, доступ к информации, возможность для развития и самореализации, возможность для развития бизнеса. Мир оснащается новыми устройствами, все мы понимаем возможности, которые дают мобильная связь, Интернет, спутниковые технологии и т.д.

— Городские власти тоже заинтересованы в росте населения, так как необходимы новые специалисты. Как сделать так, чтобы люди с высокой квалификацией не уезжали, а оставались и развивали города? Что влияет на выбор людей? Преимущества получают города с нормальным уровнем жизни, безопасные, те, которые не подвержены техногенным катастрофам. Безусловно, это зависит от того, как функционируют городские службы, насколько они smart.

— Какие задачи можно решить с помощью ИТ-систем?

— "Умные" системы должны контролировать все основные службы города: транспорт, медицину, образование, ЖКХ, полицию и другие услуги населению.

— Как технологии могут "разрулить" пробки?

— Расскажу на примере. В Сингапуре нам удалось решить проблему пробок с помощью системы управления дорожным движением. Любой человек через мобильный телефон или компьютер по Интернету посылает сообщение о том, что планирует ехать из точки А в точку Б. Система определяет для него оптимальный маршрут, просчитывает, сколько времени это займет и сколько это будет стоить с учетом проездов по платным магистралям, пользования парковками или общественным транспортом. При этом ИТ-система не только отслеживает текущее состояние загрузки магистралей, но и может прогнозировать, как будет развиваться дорожная ситуация.

Еще один хороший пример — Стокгольм. Там также много транспорта, но решения, которые применялись в Сингапуре, не подходят. Невозможно в исторической части города строить скоростные магистрали и многоуровневые развязки. В начале 2000-х годов Стокгольм был практически парализован. В результате было решено ввести плату за въезд в центр города, это было сделано в 2005 году. А на следующий год был проведен референдум, на котором население проголосовало за то, чтобы ввести постоянный платный въезд в центр города. В результате количество автотранспорта в центре уменьшилось на 25%, пробки исчезли, вредные выбросы уменьшились на 15%, увеличилась загрузка общественного транспорта. Этот недешевый проект окупился за 4 года, сейчас он приносит городской казне прибыль около 120 миллионов долларов в год, эти деньги идут на развитие общественного транспорта.

— ИТ-системы могут регулировать транспортные потоки, но ловить преступников-то они не могут. Как решать проблемы безопасности в мегаполисах?

— Опять же для примера приведу Нью-Йорк, который в начале 2000-х годов был одним из самых криминальных городов США. Все мы помним 2001 год, атаку террористов на башни-близнецы, а ведь помимо громких преступлений были еще тысячи повседневных. В IBM был разработан проект, по которому в местах скопления людей — на улицах, вокзалах, аэропортах, магазинах, парковках и т.д. — были поставлены камеры, аудио- и видеосенсоры. В результате уровень раскрытия преступлений увеличился в десятки раз, система позволяет полностью контролировать город. Нью-Йорк из самого криминогенного мегаполиса в США стал одним из самых безопасных.

Другой пример — Чикаго. Там была создана аналогичная система, о ней телеканал ABC-7 даже снял целый репортаж — там отрабатывают сценарий ограбления банка. Система автоматически отслеживает движение автомобиля нападавших по городу. Никаких погонь, никаких выстрелов, ни сирен — все очень спокойно.

— Какие решения есть у IBM в области здравоохранения?

— Мы недавно завершили проект в Китае. Вы знаете, что эту страну постоянно сотрясают эпидемии: впомните птичий и свиной грипп. В Пекине была создана система, которая позволила объединить около 500 медицинских учреждений — аптек, больниц и т.д. Система показала, что о возможности развития эпидемии можно судить по аптекам — когда люди начинают массово скупать таблетки, нужно обеспечивать дополнительные поставки и переводить медицинские учреждения в состояние повышенной готовности.

— Вы перечисляете проекты за рубежом. Планируется ли осуществить что-то подобное в России?

— Сейчас мы обсуждаем с мэрией Москвы вопрос создания системы, регулирующей дорожную ситуацию. Пока в России больше пользуются спросом наши инфраструктурные решения — серверы, устройства хранения и обработки информации разного масштаба и мощности.

Но мы много вкладываем в анализ рынков России, чтобы найти, какие решения будут наиболее выгодны для IBM и регионов. Мы планируем существенно расширить продажу сервисов. Это произойдет, как только местные власти поймут, что без "умных" систем дальнейшее развитие городов невозможно.

Видео Дмитрия Шевчика, Sibnet.ru

Обсуждение (2) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (2)
0
Добавить комментарий