НАВЕРХ

Умная урбанизация

Юрий Левин. Фото Андрея Кучеренко, Sibnet.ru

Компания IBM уже несколько лет разрабатывает интеллектуальные системы для организации жизни в мегаполисах, помогая решить проблему пробок, очередей и загрязнения окружающей среды. О концепции smart-city в интервью Sibnet.ru рассказал директор IBM в России и СНГ по развитию бизнеса и продажам в регионах Юрий Левин.

Число горожан растет чрезвычайно быстрыми темпами: если в начале XX века их было всего 13%, то в 2007 году больше половины людей жило в городах; к 2050 году, по оценке экспертов, более 70% населения земли станут горожанами. Мегаполисы растут, их роль усиливается, и вместе с этим растут проблемы: как обслуживать несколько миллионов человек? Как прогнозировать запас продуктов питания, медикаментов и т.д.? Как правильно выстроить систему образования, здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство? Как решить проблему преступности? Как не допустить того, чтобы город задохнулся в пробках? Все эти аспекты должны регулировать с помощью интеллектуальных систем, верят в компании IBM.

— Почему мы стремимся жить в городах — очевидно: они дают новые возможности и качество жизни, здесь лучше образование, здравоохранение, доступ к информации, возможность для развития и самореализации, возможность для развития бизнеса. Мир оснащается новыми устройствами, все мы понимаем возможности, которые дают мобильная связь, Интернет, спутниковые технологии и т.д.

— Городские власти тоже заинтересованы в росте населения, так как необходимы новые специалисты. Как сделать так, чтобы люди с высокой квалификацией не уезжали, а оставались и развивали города? Что влияет на выбор людей? Преимущества получают города с нормальным уровнем жизни, безопасные, те, которые не подвержены техногенным катастрофам. Безусловно, это зависит от того, как функционируют городские службы, насколько они smart.

— Какие задачи можно решить с помощью ИТ-систем?

— "Умные" системы должны контролировать все основные службы города: транспорт, медицину, образование, ЖКХ, полицию и другие услуги населению.

— Как технологии могут "разрулить" пробки?

— Расскажу на примере. В Сингапуре нам удалось решить проблему пробок с помощью системы управления дорожным движением. Любой человек через мобильный телефон или компьютер по Интернету посылает сообщение о том, что планирует ехать из точки А в точку Б. Система определяет для него оптимальный маршрут, просчитывает, сколько времени это займет и сколько это будет стоить с учетом проездов по платным магистралям, пользования парковками или общественным транспортом. При этом ИТ-система не только отслеживает текущее состояние загрузки магистралей, но и может прогнозировать, как будет развиваться дорожная ситуация.

Еще один хороший пример — Стокгольм. Там также много транспорта, но решения, которые применялись в Сингапуре, не подходят. Невозможно в исторической части города строить скоростные магистрали и многоуровневые развязки. В начале 2000-х годов Стокгольм был практически парализован. В результате было решено ввести плату за въезд в центр города, это было сделано в 2005 году. А на следующий год был проведен референдум, на котором население проголосовало за то, чтобы ввести постоянный платный въезд в центр города. В результате количество автотранспорта в центре уменьшилось на 25%, пробки исчезли, вредные выбросы уменьшились на 15%, увеличилась загрузка общественного транспорта. Этот недешевый проект окупился за 4 года, сейчас он приносит городской казне прибыль около 120 миллионов долларов в год, эти деньги идут на развитие общественного транспорта.

— ИТ-системы могут регулировать транспортные потоки, но ловить преступников-то они не могут. Как решать проблемы безопасности в мегаполисах?

— Опять же для примера приведу Нью-Йорк, который в начале 2000-х годов был одним из самых криминальных городов США. Все мы помним 2001 год, атаку террористов на башни-близнецы, а ведь помимо громких преступлений были еще тысячи повседневных. В IBM был разработан проект, по которому в местах скопления людей — на улицах, вокзалах, аэропортах, магазинах, парковках и т.д. — были поставлены камеры, аудио- и видеосенсоры. В результате уровень раскрытия преступлений увеличился в десятки раз, система позволяет полностью контролировать город. Нью-Йорк из самого криминогенного мегаполиса в США стал одним из самых безопасных.

Другой пример — Чикаго. Там была создана аналогичная система, о ней телеканал ABC-7 даже снял целый репортаж — там отрабатывают сценарий ограбления банка. Система автоматически отслеживает движение автомобиля нападавших по городу. Никаких погонь, никаких выстрелов, ни сирен — все очень спокойно.

— Какие решения есть у IBM в области здравоохранения?

— Мы недавно завершили проект в Китае. Вы знаете, что эту страну постоянно сотрясают эпидемии: впомните птичий и свиной грипп. В Пекине была создана система, которая позволила объединить около 500 медицинских учреждений — аптек, больниц и т.д. Система показала, что о возможности развития эпидемии можно судить по аптекам — когда люди начинают массово скупать таблетки, нужно обеспечивать дополнительные поставки и переводить медицинские учреждения в состояние повышенной готовности.

— Вы перечисляете проекты за рубежом. Планируется ли осуществить что-то подобное в России?

— Сейчас мы обсуждаем с мэрией Москвы вопрос создания системы, регулирующей дорожную ситуацию. Пока в России больше пользуются спросом наши инфраструктурные решения — серверы, устройства хранения и обработки информации разного масштаба и мощности.

Но мы много вкладываем в анализ рынков России, чтобы найти, какие решения будут наиболее выгодны для IBM и регионов. Мы планируем существенно расширить продажу сервисов. Это произойдет, как только местные власти поймут, что без "умных" систем дальнейшее развитие городов невозможно.

Видео Дмитрия Шевчика, Sibnet.ru

Обсуждение (2)