НАВЕРХ

Алтай Бессмертный

Кадр из к/ф

Мастера художественного творчества предложили обессмертить сказочного Кощея наверняка и сделать его брендом Алтайского края. Богема на Алтае обрадовалась, бизнес заинтересовался, чиновники насторожились. А ведь в предложении есть своя правда: дело в том, что этот сказочный персонаж региону не чужой. И его имя, пусть неформально, уже несколько десятков лет носит небольшая территория.

Желание некоторых известных представителей алтайской богемы поучаствовать в работе над алтайским брендом уже привело к локальному скандалу в регионе. Дело в том, что известный в крае скульптор Сергей Мозговой не так давно предложил на роль регионального бренда персону, прямо скажем, неоднозначную — Кощея Бессмертного.

— В настоящее время, как известно, идет формирование так называемой "сказочной карты России", — рассказал Сергей Мозговой корреспонденту Sibnet.ru. — И некоторые регионы и города страны уже закрепили за собой различных персонажей русских сказок и легенд. Скажем, Великий Устюг "поселил" у себя Деда Мороза, Кострома — Снегурочку, Ульяновская область — Колобка, Нижегородская — золотую рыбку. Ярославская область "разжилась" сразу несколькими персонажами — Бабой Ягой, Емелей, Щукой, Курочкой Рябой, Водяным, мышкой-норушкой, Алешей Поповичем. Сибирские регионы пока не проявляют большой активности в этом процессе. Возможно, это связано с нашим не склонным к спешке сибирским менталитетом. Но начинать-то, видимо, все равно придется....

Между тем, для закрепления за собой такой отчасти зловещей, но, безусловно, колоритной фигуры, как Кощей Бессмертный, у Алтайского края есть серьезные основания. Дело в том, что в суровые военные годы на Алтае в Тальменском районе в селе Озерки снимался фильм-сказка "Кощей Бессмертный" легендарного кинематографиста Александра Роу. Тогда в работе над декорациями съемочной группе активно помогали жители Озерок. А после завершения съемочной работы в селе остался своеобразный городок, который местные жители так и назвали — "Кощейка".

Представители муниципалитета Озерок эту инициативу поддерживают. "Я выступаю за это предложение, — заявил глава администрации села Иван Зеленин. — Все необходимое содействие оказать готов".

Отношение же краевой власти к данному начинанию неизвестно. Во всяком случае никаких официальных комментариев на этот счет пока не поступало. Впрочем, по некоторым сведениям, это отношение не является положительным. "Мягко говоря, в коридорах власти энтузиазма данная затея не вызвала, — так рассказал корреспонденту Sibnet.ru о восприятии инициативы творческой публики источник в краевой администрации. — Сразу пошли нехорошие ассоциации с первыми лицами".

Более того, скандал случился и с запланированным обсуждением алтайского бренда на телеканале "Катунь 24" (который в медиасообществе часто называют губернаторским). На предполагавшееся обсуждение был приглашен известный специалист по PR-технологиям, преподаватель университета, телеведущий Михаил Гундарин. Однако он вскоре получил "отбой". Дело в том, что руководство телекомпании отнеслось к появлению Гундарина в своем эфире (известного, кстати, оппозиционными по отношению к краевой власти взглядами) практически как к информационному теракту. Этот инцидент широко обсуждался в журналистском сообществе.

Издательский дом "Алтапресс" организовал круглый стол, на котором говорили об алтайском бренде, в том числе и в лице Кощея Бессмертного. Ни один из представителей администрации края и Законодательного собрания (приглашались представители управлений по культуре и туризму, по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплкексов и др.) на это мероприятие не пришел. Такое равнодушие к одному из аспектов региональной политики вызвало недоумение у творческой интеллигенции.

— Вообще, мифологические и сказочные персонажи должны активно использоваться в привлечении внимания к региону, — считает директор Государственного музея истории искусства, литературы и культуры Алтая Игорь Коротков. — Что касается смысловой окраски Кощея, то не надо забывать, что без отрицательных персонажей нет и положительных. Во-вторых, если Кощей станет нашим брендом, возможно, мы найдем в нем и милые черты".

Можно, конечно, по мнению Короткова, взять персонаж местной алтайской мифологии и попытаться "раскрутить" его в качестве бренда, но это требует больших затрат. К тому же образ не так скоро станет понятным и востребованным за пределами региона.

Между тем, представители бизнес-сообщества весьма благосклонно отнеслись к столь неординарной ипостаси сказочного персонажа. Президент Алтайской торгово-промышленной палаты Борис Чесноков выразил мнение, что "это предложение способно внести креативную струю в направление развития регионального бизнеса, а также в целом оживить работу по созданию алтайского бренда".

"Кощей Бессмертный для Озерок — едва ли не последний шанс сохранить село, — заявила сотрудница музея в Озерках Елена Новоселова. — Производство у нас разрушено, работы практически нет, а интерес туристов даст возможность хоть что-то организовать".

Ясно, что столь эксцентричное предложение Сергея Мозгового и его единомышленников подстегнуло давно назревшую идею формирования регионального бренда, соединив ее на сей раз с проблемой упадка алтайского села. При этом сам образ Кощея — существа то ли вечно живого, то ли давно умершего, но не желающего уйти в мир иной — представляется весьма символичным. Такое странное состояние, блуждания от этого мира к потустороннему. Он как российская, точнее сибирская, глубинка, которая также не хочет умирать, но и назвать ее нынешнее состояние жизнью язык не повернется. И что для ее оживления призывают именно мифологическую нежить — тоже символично. Получится ли что-нибудь из этой затеи? Пока неизвестно. Но игра стоила свеч уже только потому, что эффект от затеи получился весьма неоднозначный.

Обсуждение (47)