Маленький вирус паразитирует на большом

Озеро в Антарктиде, фото с сайта kenyon.edu

Ученые обнаружили в соленом антарктическом озере вирусы, паразитирующие на других вирусах. Специалисты определяли последовательность так называемого коллективного генома микроскопических обитателей озера Organic Lake (Органическое озеро), которое находится на востоке Антарктиды. Они отбирали образцы живых организмов и расшифровывали их ДНК, после чего определяли в общей генетической массе фрагменты индивидуальных геномов.

В числе прочих геномов ученые обнаружили геномы гигантских вирусов из группы фикоднавирусов, которые паразитируют на водорослях. В ДНК фикоднавирусов нашли вкрапления генетического материала, напоминающего ДНК вируса Sputnik, который паразитирует на других вирусах. Sputnik был впервые обнаружен в 2008 году — он обитал в клетках амеб, живущих в башенном охладителе в Париже, и для своего размножения использовал гены гигантского мамавируса, также живущего в амебах.

Тот факт, что геном большого вируса содержит фрагменты генома меньшего вируса (он был назван Organic Lake Virophag (OLV) - вирофаг Органического озера), указывает, что последний паразитирует на первом, и что эти два вируса долгое время сосуществовали вместе, ведь для вирусов характерно "заимствовать" фрагменты ДНК друг у друга. Ученые полагают, что, сдерживая развитие фикоднавирусов, OLV способствуют размножению и процветанию водорослей.

Исследователи не исключают, что родственные Sputnik вирусы-паразиты могут обитать по всему миру. ДНК OLV была обнаружена в коллективных геномных базах данных организмов, обитающих в другом антарктическом озере (Ace LAke), в лагуне Пунта Корморант (Punta Cormorant) на Галапагосских островах, а также в заливе Дэлавер.

Холодный, нейтральный, теплый: как выбрать свет лампы