НАВЕРХ

Закодированная QRасота

Интересные вещи порой рождаются, когда человеческая лень пересекается с техническим прогрессом. Вот, скажем, QR-коды: не хочется человеку набирать текст на клавиатуре вручную — пожалуйста, нажми кнопочку, наведи камеру на необычного вида квадратик из набора черных и белых точек и перейди по полученной ссылке или сохрани все контактные данные человека в адресной книги одним движением.

О чем речь?

Взгляните вокруг. Уже сейчас повсюду можно встретить эти небольшие квадраты, состоящие из черных и белых точек. Вы можете их увидеть в печатной рекламе самых разных компаний — здесь и МТС, и Adidas, и Tuborg. Журналы используют такие коды на последних страницах статей для отсылки на сайт за дополнительными материалами, да и в Интернете нет-нет да и мелькнет аватарка с россыпью черно-белых точек. Все это — QR-коды, двумерные штрихкоды, призванные объединить реальность с виртуальностью. Ведь достаточно иметь мобильный телефон с камерой — и можно получить кучу информации.

Сам по себе штрихкод, он же баркод (barcode), в наши дни уже мало кого удивит. Люди спокойно относятся к тому, что кассиры в магазинах не вбивают цену вручную, а просто проводят специальным устройством над зеброобразным прямоугольником. Это всем привычный штрихкод, на котором с помощью черных и белых полосок разной ширины закодировано некое число.

Отличная идея — ведь можно кодировать не полтора десятка цифр для кода товара, но и другую информацию, чтобы считывать ее одним нажатием кнопки. Но обычный штрихкод, состоящий из полосок, для длинных записей подходит плохо — не делать же его длиною в метр. Но можно взять пример с книг и переносить с одной строки на другую, то есть делать штрихкод двухмерным, читаемым не только слева направо, но и сверху вниз. А еще можно закрутить строчку в спираль — почему бы нет?

Разновидностей двумерных штрихкодов масса. Взгляните на акцизную марку, приклеенную на бутылку с крепким алкоголем, — здесь используется двумерный штрихкод формата PDF417. Авиакомпании выбрали так называемый Aztec code. Удобно: на посадочном талоне в маленьком квадратике расположена вся информация о рейсе и пассажире. Такой код можно даже высылать MMS-сообщением на мобильный телефон.

Это бизнес-решения. А вот в массы пошли совсем другие разработки. Основных конкурирующих стандарта два: DataMatrix и QR-code. Распространенные программы для сканирования двумерных кодов обычно одинаково хорошо справляются с обоими вариантами.

DataMatrix по своим характеристикам несколько интереснее, чем QR-code: как минимум потому, что при том же количестве зашифрованной информации он может иметь меньший размер при сохранении читаемости. Но в силу каких-то причин DataMatrix постепенно исчезает из широкого использования, перебираясь в специфическую нишу в промышленности. Например, его наверняка можно найти на микросхемах компьютера или другого устройства, с которого вы читаете сейчас эту статью.

А вот QR-code, придуманный японцами в середине девяностых, де-факто становится стандартом в бытовом использовании. Возможно, на его распространенность повлияла отличная узнаваемость: такой код невозможно ни с чем спутать благодаря трем черно-белым квадратам, расположенным в углах картинки (есть разновидность microQR, меньших размеров и с одним позиционным квадратом, но подавляющее большинство сканеров его не понимает).

Как сканировать?

Вотчина QR-кодов — мобильные телефоны, поэтому о программах для компьютеров здесь упоминать не будем.

Для "обычных" телефонов с камерой подойдет какое-нибудь приложение на Java. Наиболее популярным можно считать Kaywa Reader. Также неплохи I-Nigma и Snap Maze.

На часть современных смартфонов и коммуникаторов Nokia программа для чтения QR-кодов уже установлена, называется Nokia Barcode Reader, неплохая альтернатива — те же Kaywa Reader и I-Nigma. Аппараты на Windows Mobile — снова Kaywa Reader и I-Nigma. iOS — I-Nigma и Qrafter. Для iPhone 3Gs и iPhone 4 неплох ZXing. Android — ZXing, вряд ли вы найдете что-то лучше.

Все программы, перечисленные выше, выбирались субъективно, как наиболее работоспособные и быстрые из бесплатных. Пользователям телефонов производства Apple и Nokia, а также тем, кто предпочел аппарат на платформе Android, можно также посоветовать заглянуть в App Store, Ovi Store и Android Market соответственно — возможно, приглянется что-то еще, да и новинки появляются постоянно.

Что кодировать?

Чужие QR-коды читать интересно, но и в собственных нуждах их тоже можно использовать.

Самое очевидное и популярное применение — ссылка на свою web-страницу. Неважно, что под этим понимается: ваш собственный сайт, аккаунт в социальной сети или блогосервисе, а может что-то еще. Удобнее всего размещать ссылку на профиль (при этом профиль, конечно же, очень желательно предварительно заполнить). Совсем идеально будет давать ссылку на мобильную версию сайта. Несколько примеров:

"ВКонтакте": http://m.vk.com/idXXXXXXX, где idXXXXXXX — ваш ID. Facebook: http://m.facebook.com/profile.php?id=XXXXXXXXXXXX. Для Facebook и "ВКонтакте" лучше всего задать в профиле нормальное имя для страницы, в этом случае ссылка будет выглядеть приятнее (скажем, http://m.facebook.com/VovaPetrov). Twitter: http://mobile.twitter.com/никнейм.

В Livejournal это http://m.livejournal.com/read/user/никнейм. Если говорить именно о ЖЖ, то лучше давать ссылку на самый обычный профиль. В мобильной версии Livejournal профиль не предусмотрен вообще. В то время как обычный профиль неплохо смотрится и с экрана телефона.

Ссылками удобно также кодировать географические координаты (с помощью ссылок на карты Google или Яндекса).

Другие вариации использования пригодятся скорее в бизнесе. Номер телефона с помощью специальной метки помечается именно как номер телефона, на который можно позвонить.

SMS — добавляется как номер, так и текст, благодаря чему появляется возможность очень удобной замены фразе "Отправьте SMS с текстом XXX на номер YYY" — после сканирования SMS формируется автоматически и ее остается только отправить.

Логин/пароль для Wi-Fi-сетей — посетители кафе заходят в Интернет не только с ноутбуков, но и с коммуникаторов, а печатать QR-код на чеке не сложнее, чем буквы и цифры.

Отдельная тема — визитные карточки. У тех же японцев визитка без QR-кода — не совсем визитка. Совет: не стоит пытаться вставить сюда абсолютно все данные, телефонам часто очень сложно читать коды, содержащие большое количество данных. Если у вас есть профиль на "Моем круге", то QR для визитки можно получить прямо в профиле.

И, конечно же, текст. С помощью QR-кода без особых проблем можно закодировать до полустраницы текста, главное придумать, зачем это нужно. Кроме мистера Фримана, вставившего такой код в один из своих роликов.

Бонус: QR-коды снабжены защитой от повреждений, позволяющей считывать даже испорченное изображение. В связи с этим можно поместить логотип прямо на картинке с кодом. Если не переусердствовать, то код будет считываться как ни в чем не бывало.

Как кодировать?

Проще и логичнее всего — с помощью одного из онлайн-генераторов таких кодов. Можно с помощью той же — Kaywa, но есть и масса других сервисов разного уровня интуитивности и функциональности: QR Coder, TEC-IT, если дружите с великим и могучим английским языком, то можно воспользоваться Nokia Mobile Codes (очень простой генератор) или мегафункциональным турецким генератором от Kerem Erkan. Последний не только кодирует во все популярные форматы, но и позволяет задавать уровень коррекции ошибок и выводить коды в векторном виде, что очень полезно, если вы собираетесь печатать код на визитке, футболке или еще где-нибудь.

Несколько советов напоследок

Если вы решили создать для себя пару-тройку QR-кодов, то не забудьте о нескольких простых вещах, которые помогут другим лучше понять вас.

Во-первых, не мельчите, если хотите, чтобы ваше послание прочитали как можно больше людей. Камеры подавляющего большинства телефонов далеки от совершенства и к тому же не обладают режимом макросъемки. Если возможно, делайте код такого размера, чтобы на мониторе (или на бумаге) он занимал не меньше трех-четырех сантиметров в ширину. А если печатаете его на плакате, к которому трудно подойти, то желательно делать его еще крупнее.

Во-вторых, площадь, занимаемая QR-кодом, напрямую зависит от количества информации, которую он содержит. Поэтому если вы решили закодировать ссылку на веб-страницу, иногда полезно сократить ее с помощью одного из сервисов сокращения ссылок — того же самого, каким вы пользуетесь при укорачивании ссылок для размещения в Twitter (j.mp, ow.ly, bit.ly... — тысячи их). Однако не стоит отказываться от приставки "http://", без нее некоторые программы не опознают ссылку именно как ссылку. Кстати, если вы пользуетесь сервисом укорачивания ссылок bit.ly (или j.mp), то с кодированием ссылок в QR-код можно вообще не заморачиваться — просто добавьте в конце полученной ссылки ".qrcode" (например, http://j.mp/csCoW.qrcode), после чего откроется картинка с QR-кодом. То же самое — с гугловским укорачивателем http://goo.gl, только добавлять после ссылки нужно ".qr".

QR-кодом для Sibnet.ru

Обсуждение (40) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (40)
0
Добавить комментарий