Новые планеты находят одну за другой

Иллюстрация с сайта it-day.ru

Уже сейчас список внесолнечных планет достиг впечатляющих 502 пунктов. Однако скоро это число может вырасти более чем вдвое, говорят астрономы. Как ни странно, но Международный астрономический союз (IAU), ведущий учет небесных тел, не обладает официальным списком внесолнечных планет. Неофициальные такие перечни пополняют несколько профессиональных астрономов, ориентирующихся на опубликованные работы коллег.

Один из таких каталогов находится в ведении астробиолога Жана Шнейдера из Парижской обсерватории. Указывая на преодоление планки в полтысячи миров, он отмечает, что целый ряд свежих планет ждет дополнительной проверки. Между тем сообщения о находках продолжают поступать, поэтому указывать точно — какой планете достался знаковый "№ 500", мягко говоря, бессмысленно.

Первые экзопланеты были открыты в конце 1980-х, но надежно подтверждены значительно позднее. Поток находок хлынул лишь в 1990-х, причем со временем он нарастал. В 2006 году количество известных экстрасолнечных планет превысило 180. В 2007-м список таких миров насчитывал уже 236 позиций, а в 2009 году — более 330.

С запуском новых инструментов на Земле и в космосе, апробацией редких методов охоты скорость открытий может еще вырасти. Для астрономов и астрофизиков это уже не просто накопление багажа знаний, а достижение такого количества разнообразных миров, когда можно вести речь о вычислении достоверных статистических закономерностей, сопоставлении типов планет с особенностями их звезд или регионов Галактики, где они родились.

Вскоре к уже имеющейся информации должна добавиться еще большая порция чужих сатурнов, нептунов и сверхземель — новейший орбитальный телескоп Kepler, поймавший свои первые пять внесолнечных планет в январе 2010 года, ныне зарегистрировал уже 700 экзопланет-кандидатов. По оценке специалистов, число ложных тревог при обнаружении внесолнечных планет не превышает 20%, а значит, до преодоления тысячной планки ждать осталось недолго.