НАВЕРХ

На особом положении

Фото с сайта www.uznayvse.ru

Депутаты Госдумы готовы признать журналистов особо ценными субъектами. К этому решению их подтолкнуло жестокое избиение корреспондента газеты "КоммерсантЪ" Олега Кашина. Если инициатива народных избранников будет принята, то наказание за покушение на жизнь работника СМИ будет установлена вплоть до пожизненного срока. А в обществе тем временем наметился раскол — люди не согласны выделить журналистов в "особую касту".

Приравнять журналистов к государственным деятелям и ужесточить ответственность за посягательство на их жизнь — с таким предложением на днях выступил зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник. Таким образом, депутат предлагает повысить статус журналистов, а за тяжкие преступления против сотрудников СМИ давать от 20 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Эту идею поддержал и президент России Дмитрий Медведев, который заявил, что "журналисты в силу общественной значимости их труда нуждаются в защите государства сильнее, чем представители других профессий".

Тема тут же стала предметом жарких дебатов. Причем раскол мнений произошел даже среди самих акул пера.

— Я считаю, что журналисты первыми должны выступить против этого закона, — говорит корреспондент красноярского издания "Наше время" Степан Загульный. — Все мы знаем, что происходит после того, как какая-то часть общества оказывается на "особом положении". Взять хотя бы представителей власти, судей и т. д. Именно этих "неприкосновенных" чаще всего обвиняют во взяточничестве, превышении полномочий, злоупотреблении служебным положением. Мы хотим встать на одну ступень с ними? Лично я — нет.

Более того, многие считают не совсем этичным, с точки зрения прав человека и Конституции, выделение группы людей, для которых действуют иные нормы и правила, чем для остальных жителей страны. Тем более что социальная значимость журналистики вряд ли выше, чем, например, здравоохранения или образования.

— Преступления против журналистов, как правило, — не самоцель, а средство для правонарушителей. Главное — предотвратить последствия, к которым могут привести журналистские расследования. Например, деятельность коррумпированных чиновников возможна только в условиях всеобщего молчания. И когда голос отчаянно смелого журналиста способен нанести ущерб сложившейся системе, ценность этого голоса становится невероятно высока, — размышляет журналист Юлия Мансурова.

Она считает, что в этом случае гораздо важнее предать огласке те события, которые тщательно скрывали преступники, заставляя журналиста замолчать. "Мне кажется, преждевременно говорить об ужесточении наказания, нужно сначала наладить работу следствия, чтобы они находили заказчиков и людей, совершивших преступление. И доводили дело до суда", - говорит журналист.

А вот сотрудник одного из красноярских информационных агентств Павел Суханов, напротив, считает идею дополнительно обезопасить журналистов правильной и своевременной.

— Наша профессия наделила нас особыми полномочиями. Мы имеем возможность не просто излагать свои мысли вслух, но и делиться ими с миллионами. Мы вкладываем в головы жителей страны не просто понятия "что такое хорошо, а что такое плохо", а заставляем их думать, рассуждать, не позволяем оставаться равнодушными. И это, на мой взгляд, должно быть сопряжено не только с особыми обязанностями, но и с особыми правами. В том числе, и правом на защиту, —рассуждает Павел Суханов.

Известный красноярский блогер Василий Дамов, юрист по образованию, считает, что идея присвоить журналистам "особый" статус вряд ли приживется в России, да и реализовать ее будет крайне затруднительно сразу по нескольким причинам.

— Непонятно, как определять профессиональный статус человека. Корочки? Но сейчас и их купить не проблема, будь то красная книжица с надписью "Пресса", диплом МГУ или удостоверение работника ФСБ. Наличие публикаций в зарегистрированных СМИ? Сейчас этим может похвастаться любой неленивый второкурсник журфака. Считать ли, например, журналистами представителей бизнеса, которые на регулярной основе пишут авторские колонки в газетах, журналах и на интернет-сайтах? — рассуждает Василий Дамов. — И, кстати, почему только журналисты? Например, жж-юзер Навальный еженедельно пишет такие посты про крупные российские компании, что каждый раз за него страшно. А ведь его блог читает несколько десятков тысяч человек. Это персональные СМИ с аудиторией в десятки раз больше, чем у большинства краевых районок. Кто из них больше профессиональный журналист?

Не верят в реализацию идеи и юристы. В пример приводят 114 статью УК РФ "Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста", которая давно не работает.

— Кто-нибудь слышал о людях, осужденных по этой статье? — спрашивает адвокат красноярской краевой коллегии адвокатов Владимир Михайлов. — Я работаю уже около 20 лет и ни разу с этим не сталкивался. Ради интереса поднял документы: по статистике, в России по этой статье выносится лишь одно решение в год. И предложение ввести к уже имеющимся двум частям третью — "Воспрепятствование деятельности журналистов, насилие или угроза над ним" — я считаю разумным.

Корреспондент Sibnet.ru пообщался с простыми красноярцами и выяснил, что большинство из них вовсе не считают журналистику опасной профессией.

— Чем говорящий правду журналист отличается от любого другого честного гражданина? От того, который ничего не пишет, но, например, выходит на митинги и пикеты? Или чем он лучше любого честного служащего, который отказывается от взятки, хотя и знает, что его честность может иметь для него тяжелые последствия? — возмущается преподаватель Красноярского государственного педагогического университета Геннадий Прескенис.

— СМИ не зря называют четвертой властью! Журналисты и так наделены особыми полномочиями и привилегиями. Надо же, какую волну подняли — их бойца обидели! Детей убивают — и ничего, никакой шумихи, родители остаются один на один со своим горем. А теперь за тех, кто на своих публикациях зарабатывает кучу денег, а в погоне за рейтингами и жареными фактами, возможно, говорит неправду, люди должны сидеть чуть ли не пожизненно? — возмущается пенсионер Иван Груздев.

Из комментариев:
Бухарин(ответ для ser.731106):12.11.2010 16:53
Какая точка! Журналисты относятся к интеллигенции, а это не класс, но политическая прослойка, то есть политическая проститутка, и в любом случае обслуживают чьи-то политические интересы (читай экономические) и с этого кормится, придание им особого статуса это и есть подкуп или откат, как не называй! Каждый знает на что идет, пусть чаще задумываются о последствиях. А если ты не журналист, и например ты выскажешь сейчас свое мнение, думаешь тебя трудно вычислить и бошку раскроить? Свобода слова, свобода для всех! Каждый имеет право высказываться, но обязан думать о последствиях, а особое положение может дать иллюзию безнаказанности, что может породить безответственность!
Ponchik:12.11.2010 11:40
Действительно, правительство дает очень вкусный "пряник" журналистам, тем самым получают их лояльность и расположение, покупают вообщем, только законно.
tosi(ответ для Ponchik):12.11.2010 12:30
про подкуп журналюг не реально мыслите, журналисты люди довольно в основном самодастаточные, ты им хоть лям дай он завтра забудет и будет писать то что по горячее или то что его карьеру продвинет, разве что ему еще пообещаешь лям

 

Обсуждение (70)