НАВЕРХ

Сколько стоит шаг в небо?

Фото с сайта namonitore.ru

Можно ли полететь на дачу, покружить над городом или отправиться в командировку на собственном самолете? Несмотря на смягчение законов, касающихся частной авиации, такие полеты для сибиряков по-прежнему остаются только мечтой. Сколько нужно потратить денег и времени, чтобы стать владельцем самолета, выясняла корреспондент Sibnet.ru.

С первого ноября меняются правила воздушного движения для малой авиации. Если раньше пилоту приходилось за три дня запрашивать разрешение на полет, то теперь достаточно предупредить диспетчера за час до вылета, а потом сообщить об успешном приземлении. Однако воспользоваться новым законом на территории Сибирского федерального округа практически некому: по словам Вячеслава Сороговца, начальника управления Росавиации по СФО, частными самолетами в этом регионе владеют не больше 20 человек. По всей России таких людей около тысячи, в то время как в США, по данным зарубежных СМИ, их в сотни раз больше.

Получается, что новый закон — только первый шаг правительства навстречу частной авиации. К сожалению, летать в России практически некому, не на чем и негде.

"Даже сейчас, когда приняли эти правила, — это не значит, что сразу все начнут летать, и вы замучаетесь отбиваться от этих самолетиков. Это только начало. Авиации малой у нас практически нет", — считает Сергей Пискунов, директор вертолетной площадки Обь-ГЭС.

Путь в небо в России довольно долгий и дорогой. Чтобы управлять собственным самолетом, необходима как минимум лицензия пилота-любителя. Получить ее можно после обучения в клубе РОСТО или в школе Гражданской авиации. "Обучение на вертолете стоит 1 миллион 100 тысяч рублей. На самолете — примерно в 3–4 раза дешевле", — сообщил Сергей Пискунов. Базовый курс включает в себя 42 часа в воздухе и минимальную теоретическую подготовку. В итоге получить лицензию пилота-любителя можно не раньше чем через 3–5 месяцев регулярных тренировок. Необходимую теорию чаще всего приходится осваивать самостоятельно: по материалам, которые предоставляет школа в электронном виде.

Чтобы освоиться в небе, привыкнуть к управлению и просто получить удовольствие от полета, многие ученики берут дополнительные летные часы. В России час за штурвалом стоит 180–400 долларов: в зависимости от типа летательного аппарата, топлива, аэродрома и квалификации инструктора.

Купить новый сверхлегкий самолет можно за 50–60 тысяч долларов. Примерно столько же стоит подержанный, но покрупнее: например Cessna-172, налетавшая более 6 тысяч часов. Новая же Cessna обойдется не меньше чем в полмиллиона долларов. Стоит учитывать, что при покупке иностранного воздушного судна к заводской цене придется прибавить еще 30–40% за доставку и прохождение таможенных процедур.

Однако помимо высокой цены хозяину самолета придется столкнуться еще с одной сложностью — оформлением документов. "Существует целый блок двух-, четырех- и шестиместных иностранных судов, на которых вы не сможете летать, если привезете в Россию", — отмечает директор вертолетной площадки Обь-ГЭС Сергей Пискунов. Дело в том, что большинство зарубежных серийных моделей на территории РФ не сертифицированы, а значит, законно использовать их нельзя.

При этом, по словам Сергея Колесникова, начальника отдела организации воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, отечественный авиапром не предлагает никаких вариантов легких самолетов, которые можно было бы свободно приобрести.

Летательный аппарат, собранный в своем гараже или разработанный в стенах университета, тоже проходит сертификацию. В Западной Сибири этим занимается НИИ авиации, расположенный в Новосибирске.

Если вам все-таки удалось получить летные права, купить и зарегистрировать свой самолет, перед вами встанет вопрос о том, куда, собственно, на нем можно отправиться?

Садиться в поле, взлетать с огорода и пересекать государственные границы по-прежнему нельзя. Новые правила воздушного движения позволяют владельцам легких самолетов летать без специального разрешения только на определенной воздушной территории — это так называемая зона G. В нее входит участок воздушного пространства ниже 8 100 метров, исключая государственные границы, особые опасные зоны, военные объекты и крупные аэропорты — к ним без специального разрешения нельзя подлетать ближе чем на 45 километров, так что одного только Толмачево вполне хватает, чтобы небо над Новосибирском было закрыто для частной авиации.

Нарушение этих правил теперь карается строго: если раньше штрафы составляли около 2–5 тысяч рублей, то по новым законам они возрастают до 250 тысяч. Однако, по словам, Вячеслава Сороговца, нарушения на малой высоте проконтролировать практически невозможно, так что пока соблюдение правил воздушного движения в основном зависит от дисциплинированности самих пилотов.

Также нельзя приземляться там, где хочется. Взлет и посадка частных самолетов возможны только в тех аэродромах, которые дают на это разрешение. Крупные аэропорты обычно не предоставляют свои полосы для частной авиации, так что выбор у пилотов-любителей в России небольшой. Например, в Новосибирске владельцы частных самолетов и вертолетов могут использовать только две взлетно-посадочные площадки: Обь-ГЭС и Мочище. В США такой проблемы нет: около 20 тысяч малых аэродромов вполне хватает для частной авиации.

У нас процедура регистрации такой площадки, ее оборудование, освещение и ремонт требуют огромных временных и финансовых затрат. Сергей Пискунов считает, что законодательство в этой области — одна из важнейших проблем для частной авиации: "Все эти правила были прописаны лет 20 назад и были сделаны для предприятий, а не для частных лиц. Вот представьте, был автобусный парк — и вот, допустим, правила по автобусному парку 20-летней давности. А теперь у вас легковой автомобиль. Но прежде, чем поехать на нем на дачу, вам по этим правилам нужно механика пригласить, сбегать в поликлинику, пройти врача… Вы можете представить, в чем разница между икарусом, допустим, и вашим легковым автомобилем, на котором вы поехали на дачу?".

Пока в России так мало посадочных площадок, приспособленных для частной авиации, и сохранятся строгие ограничения по маршруту, самолет не может стать личным средством передвижения. Он все еще остается большой и дорогой игрушкой, на которой можно покатать друзей и потренировать свои летные навыки, кружась над аэродромом.

Еще по теме
РЖД запустили PWA-версию для мобильной покупки билетов
«Аэрофлот» разрешил перевозить животных на соседнем кресле
Аэропорт в Республике Алтай выставили на продажу
Новосибирский депутат попросил паром из‑за ремонта двух мостов
смотреть все
Обсуждение (23)