По прогнозу ZenithOptimedia, который компания выдвигала в середине лета, в Белоруссии на рекламу в Интернете по итогам 2010 года должно было бы пойти около 7,1 миллиона долларов, то есть на 20% больше, чем в прошлом году. Но уже в сентябре на конференции "Интернет-реклама: инструмент развития и поддержки бизнеса" были озвучены более оптимистичные оценки, как пишет газета "Белорусы и Рынок". Директора Publicis Hepta Belarus, представляющего в РБ интересы ZenithOptimedia, выдвинул предположение, что темпы роста Интернет-рекламы достигнут 29%, то есть сумма увеличится до 7,6 миллиона долларов.
Раз в полгода владельцы крупнейших белорусских Интернет-площадок собираются вместе и оценивают объем рекламы: в ходе анонимного опроса они раскрывают свой оборот, после чего цифры суммируются. Из полученной цифры можно судить и о рынке в целом. На основании последнего подсчета эксперты ZenithOptimedia решили, что прогноз стоит подправить в большую сторону.
Специфической особенностью белорусского Интернета является относительно низкая доля контекстной рекламы. В Европе и России половина затрат идет именно на нее, а в Белоруссии в этот сегмент уходит меньше чем 15%. По мнению специалистов, виною этого является тот факт, что местные рекламодатели плохо знают о возможностях Интернет-рекламы в целом и такого ее средства в частности. Кроме того, как считает руководитель региональных продаж "Яндекс", контекстной рекламе мешает то, что "в Белоруссии не слишком развит малый и средний бизнес, который исторически выступает главным заказчиком контекстной рекламы и валообразующим сегментом экономики. Доля госсектора и крупного бизнеса в экономике очень велика. Правда, постепенно даже крупные промышленные предприятия начинают использовать контекстную рекламу".
В 2005 году в Белоруссии на интернет-рекламу приходился 1% рынка, а сейчас — 8%. В Литве и Украине показатели похуже, 3% и 4%, а вот Россия (11%), Латвия (12%) и Польша (14%) уверенно обгоняют Белоруссию. Если принять во внимание численность населения, то на одного человека в Белоруссии приходится 0,79 доллара "рекламно-интернетных" денег, а на одного активного пользователя Сети — 1,71 доллара. На Украине это 0,55/1,63 доллара, в Латвии — 5,23/7,72 доллара, в Литве — 5,5/9,41 доллара, в России — 5,91/13,8 доллара, а в Польше — 8,09/13,85 доллара.
С 2005 по 2008 год рекламный рынок в Белоруссии стабильно рос, но в кризисном 2009 году он резко упал. В целом за период с 2005 по 2008 год этот сегмент увеличился с 50 миллионов до 114,9 миллиона долларов, но в прошлом году он резко сократился до 88,3 миллиона долларов. ZenithOptimedia полагает, что сейчас показатели должны восстановятся до 97,3 миллиона, а в 2011 они почти сравняются с докризисным уровнем. Большую часть рынка составляет ТВ-реклама, это 59-63%. Интернет-реклама растет за счет уменьшения доли печатной (сократилась с 26 до 14%) и наружной (упала с 17 до 13%) рекламы.