НАВЕРХ

Иван Купала: день сибирского безумия

Фото: РИА "Новости"
Фото: РИА "Новости"

Есть у нас в Сибири одна старая добрая традиция. Каждый год 7 июля мы подкарауливаем незнакомых людей и с диким гоготом окатываем их потоками воды. О причинах, заставляющих порядочных, как мы надеемся, граждан совершать эти безумства, рассуждают культурологи, психотерапевты и простые новосибирцы.

Многие из горожан, выходя завтра из дома, не смогут открыть свою дверь - она будет перевязана веревкой с ручкой двери напротив. Оказавшись на улице, они обнаружат горы обгоревшего хлама, старые диваны поперек дороги и перевернутые остановки. А сделав несколько нерешительных шагов, будут облиты не самой чистой водой с балкона своего же дома. Так традиционно сибиряки встречают хулиганский праздник Ивана Купалы.

Накануне праздника корреспонденты Sibnet.ru просмотрели материалы СМИ, сообщающие об утренних результатах так называемой ночи Творилы. Оказалось, масштаб деятельности «творильщиков» зависит только от их фантазии. Так, традиционным считается написать что-нибудь неприличное на стенах домов или асфальте. Однако неприличными надписями мало кого нынче удивишь, поэтому более продвинутые ребята одевают памятники в красочные костюмы. Горожане с вандальными наклонностями устраивают что-нибудь «погорячее»: поджигают содержимое мусорных баков, ломают скамейки, бьют стекла, переворачивают остановки. Настоящим шедевром мысли на этом фоне выглядит задумка красноярских шутников, которые попытались втащить в подъезд старенький «Запорожец».

Стоит отметить, что участниками этого ночного непотребства являются в основном подростки 13-16 лет. Юный сосед корреспондента Sibnet.ru по имени Андрей поделился, что их компания тоже намерена устроить что-нибудь такое. Правда, все планы подросток дальновидно раскрывать не стал, ограничившись только интригующим упоминанием о баллончиках с краской. На вопрос о водных процедурах Андрей оживился, выразив уверенность, что праздник придуман исключительно для глумления над прохожими. «Это же Иван Купала, - аргументировал он свою позицию как нечто само собой разумеющееся, - обливай, кого попало!»

Многие граждане к принудительному купанию относятся с пониманием и юмором. Как признался менеджер компании «Мангуста» Дмитрий Казанцев, 7 июля - единственный день в году, когда взрослые люди могут вернуться в детство. По его словам, в предстоящую субботу он примет в празднике самое живое участие: «Куплю водяной пистолет, буду ездить на машине и обливать праздно шатающихся людей. Особое внимание уделю, конечно, девушкам в облегающих маечках».

Обычаи праздника Купалы уходят в глубокое прошлое. Изначально празднование, названное в честь древнего бога Купалы, было посвящено единению человека с природой. В самую короткую ночь в году ведуньи собирали лечебные травы, девки и парни прыгали через костер, а мужики и бабы выходили в поле, где совершались, как мы бы выразились сегодня, беспорядочные половые связи (таким образом поле наполнялось «плодотворной» энергией). Вода, как и огонь, на Купалу обладала целительной силой. Поэтому наши предки с удовольствием и купались, и обливались. По понятным причинам после принятия христианства все эти обычаи были извращены. Церковь не приняла праздник Купалы, а все происходящее в этот день и ночь назвала вакханалией. В довершение праздник Купалы был заменен на день рождения Иоанна Крестителя, и его название синтезировалось в современное - день Ивана Купалы.

- В древности в ночь на 7 июля нельзя было ничего разрушать: это была ночь созидания, - говорит старший научный сотрудник культурно-просветительского центра «Сибирский Вернисаж» Светлана Курячая. То, что мы видим сегодня - перевернутые остановки и разломанные лавочки - говорит об извращении традиций как нельзя лучше.

К счастью, далеко не все подростки 7 июля утрачивают, так сказать, чувство меры. Основная их часть все же ограничивается «невинными» обливаниями. Причина такой активности детей для врача-психотерапевта Константина Дуплищева не составляет секрета:

- По сути, Иван Купала - это праздник легализованных безобразий, способ сделать шалость и не получить за это в ответ, - рассуждает специалист. - Безобразничают в основном подростки, потому что в этом возрасте они ищут границы дозволенного и недозволенного. А люди чуть постарше, обливая прохожих на улице, подсознательно ищут с ними контакт. Не случайно парни обливают в основном девушек.

Примечательно, что иванкупаловское безумие характерно в основном для Сибирского региона, причем наиболее ярко выражено в Новосибирске и Красноярске. Гости, приезжающие в эти города из европейской части России, чаще всего шокированы местными традициями. По предположению Светланы Курячей, столь своеобразное отмечание дня Ивана Купалы сибиряками сложилось из-за молодости региона в целом, и, возможно, низкого культурного уровня некоторых слоев населения. «Они неправильно владеют исторической информацией, искажают ее», - говорит Курячая.

Люди закона отмечают, что упоительная вседозволенность, которую ощущают хулиганы, конечно же, является самообманом. И если крепкий угрюмый гражданин сможет поймать обливальщика и отвести его в милицию, то последний попадет под административную ответственность. Как рассказал начальник юридического отдела компании «Аспект плюс» Иван Михайлов, за нарушение общественного порядка лицо, достигшее 16 лет, несет наказание в виде штрафа от 10 до 50 МРОТ. Если хулиган более нежного возраста, то за учиненный им беспорядок придется отвечать его родителям. К тому же, в случае причинения во время обливания ущерба (например, поломки мобильного телефона) виновному придется выплатить еще и его стоимость. «Но это лишь голая теория, - раскрывает реальное положение дел Михайлов, - Трудно представить, как кто-то перелавливает банду обливающих и выясняет у них паспортные данные. Я таких прецедентов в Новосибирске не помню».

Максим Новосёлов, Ольга Ярославцева

Sibnet.ru

Обсуждение (11) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (11)
0
Добавить комментарий