НАВЕРХ

«Я не отказываю девушкам!»

Фото: Константин Ощепков

Один из самых заметных фотохудожников Новосибирска Константин Ощепков совсем недавно порадовал горожан экспозицией своих работ. Обычно выставки он устраивает сам и приурочивает их, к примеру, к 30-ю приобретения первой фотокамеры. Иногда он свадебный фотограф, иногда – безликий изготовитель фотографий «три на четыре», но практически всегда певец обнаженного женского тела. О непростом фоторемесле и сложном фотоискусстве в Новосибирске Константин Ощепков рассказал корреспонденту Sibnet.Ru.

- Только что в «Глобусе» прошла ваша выставка фотографий Новосибирска. Сколько времени вы собирали эту экспозицию, и как возникла ее идея?

-- Эту экспозицию специально я не готовил. Просто со временем накопилось определенное количество фотографий Новосибирска, которые я однажды собрал вместе и придал им единый законченный вид. Фотографии эти тоже сделаны случайно – во время прогулки или по дороге домой.

- Вас удручает тот факт, что у вас, как и у остальных новосибирских фотографов, нет определенного места для выставок? И нужен ли в принципе в Новосибирске аналог питерского Центра фотографии, где проводят экспозиции и есть лаборатории фотохудожников?

- Конечно, нужен - затем, чтобы там постоянно шли выставки, причем как новосибирских фотографов, так и иногородних. Чтобы там проходили конкурсы, фестивали – в общем, кипела «фотохудожественная» жизнь. А в настоящее время фотографов, которые выставляют свои работы на суд публики, можно перечесть по пальцам одной руки. Потому что экспозиция дело накладное. Я, к примеру, все свои экспозиции делал за свой счет – только рамки для работ мне одалживает Союз фотохудожников. И фотохудожнику не так-то просто потянуть несколько выставок в год – это и дорого, и хлопотно.

- Как вы думаете, фотохудожниками рождаются или становятся?

-- Конечно, рождаются! Это такой же Божий дар, как любой другой.

- Но этому ведь нужно еще и учиться - в Новосибирске у молодых людей есть такая возможность?

- У нас есть фотоколледж, но там даются только начальное фотографическое образование. Постоянно возникают какие-то курсы, однако, на мой взгляд, все они на уровне лекций «Как пользоваться инструкцией». Серьезные фотошколы, где есть курсы фотомастерства и так далее, есть, насколько я знаю, только в Москве. Чаще же учатся интуитивно. Раньше всегда существовали фотоклубы. Они и сейчас тоже есть, но в другом качестве. К примеру, в моей студии я организовал фотоклуб. Раз в месяц здесь собираются и профессионалы, и только начинающие фотографы, и мы занимаемся самообразованием – делимся опытом, обсуждаем работы молодых, которые они приносят с собой. Это, конечно, не те советские традиции, у нас нет отчетных выставок, но кое-что полезное из этих встреч вынести можно.

- А как складывалась ваша фото-карьера и со скольки лет она началась?

- Я начал фотографировать в 13 лет. Потом мне очень помог фотоклуб – я пришел туда в 1984 году. Правда, несмотря на это, когда я пошел работать в газету, мне пришлось научиться чуть ли не половине навыков, которые требуются для газетной съемки. Затем меня приняли в фирму «Сибирский успех» - я там работал рекламным фотографом и даже победил в каком-то конкурсе. А с 93-его года и до недавнего времени был фотографом театра «Глобус».

- Говорят, что ваш любимый жанр – это ню. А что такое для вас женщина?

- Женщина – это полжизни. Половину своей деятельности мужчина занимается работой, а вторую половину – женщинами. Вот я и занимаюсь женщинами в такой форме. Девушек не ищу, они сами меня находят. Есть много красавиц, которые хотят почувствовать себя моделью, побаловаться, подразнить своих мужчин, участвуя в таких авантюрных мероприятиях.

- Вы отказывали девушкам в съемке?

- Не припомню такого случая. Обычно ко мне приходят фактурные красавицы, я им устраиваю суровые фотопробы – настоящий экзамен на фотомодель. Модель ведь должна сама все уметь, я говорю в общих чертах, что нужно делать, а она импровизирует. Часто я снимаю девушек вообще в полной темноте – если это на улице в четыре утра. И только потом смотрю в видоискатель на то, что получилось. Мне везет – практически все мои модели большие умницы и сами знают, что и как делать.

- Как обычно проходят съемки обнаженной натуры? Часто ли случаются на них какие-то неожиданные вещи?

- Очень по-разному. Съемки проходят и в студии, и на крыше, и на улице – где угодно. Если говорить о последней экспозиции ню, то для нее мы снимали моделей на улице. Представляете, какой это подвиг для девушки – она уже в четыре утра должна быть готова к выезду – накрашенная, причесанная и так далее. Мы специально снимали все это рано утром, чтобы поменьше привлекать внимания. Вот, например, девушка стоит в ледяной воде. Так что романтики во время съемки мало. А неожиданностью для меня однажды стало то, что бойфренд одной моей модели настаивал на присутствии во время съемки. Это был редчайший случай, когда я согласился с таким условием - и только ради роскошного бюста девушки, который я, как фотограф, не мог упустить. К счастью, этот бойфренд оказался нормальным человеком и вел себя вполне прилично.

- Что, на ваш взгляд, самое важное в фотографии: передать эмоции ее героев, передать мысль, поразить чисто внешними вещами?

- Это самый важный вопрос, но я не знаю, как на него ответить. Скорее всего, я работаю интуитивно. Но могу сказать, что меня чаще всего волнует форма – композиция, свет, ракурс. То есть я, видимо, формальный фотограф.

- К слову, а что в действительности является целью вашей работы, почему вы занимаетесь художественной фотографией?

- Я занимаюсь этим для души. У меня такое хобби. И мне неважно, сколько я на этом заработаю и как на это реагируют зрители. Я работаю для собственного удовольствия, а точнее – чтобы не сойти с ума. Человек ведь неизбежно будет заниматься каким-то творчеством – будь то даже пахарь или тракторист. Ему нужен выход творческой энергии. У меня она выходит в таком вот виде.

Ольга Ярославцева, специально для Sibnet.Ru

Обсуждение (1)