НАВЕРХ

Охота на маркетологов

Фото: hostinfo.ru

На рынке труда Новосибирска наблюдается дефицит профессиональных маркетологов. Однако, конкурируя между собой за светлые маркетинговые головы, работодатели не торопятся повышать им зарплату.

В сфере маркетинга за период 2006-2007 гг. прослеживается четкая тенденция увеличения спроса на специалистов. По данным анализа, проведенного местным представительством рекрутинговой компании HeadHunter, дефицит соискателей существует сразу по нескольким позициям – трейд-маркетологов, менеджеров по рекламе и бренд-менеджеров. Повышение спроса на этих специалистов эксперты HeadHunter считают вполне закономерным. «В крупнейший город Сибири происходит экспансия российских и иностранных компаний, открываются филиалы и региональные представительства», - поясняют в компании.

Сотрудники новосибирского офиса кадрового холдинга АНКОР также отмечают, что спрос на маркетологов растет и за счет региональных компаний, осознавших, наконец, необходимость иметь у себя такого специалиста. «К примеру, спрос в сфере рекламы обусловлен борьбой за потребителя среди компаний, - рассказывает консультант АНКОРа в Новосибирске Евгения Козорезова. – Но к рекламистам растут и профессиональные требования».

Между тем, именно профессиональных маркетологов на новосибирском рынке труда и не хватает. Свои кадры работодатели вынуждены пополнять за счет представителей других экономических специальностей. В настоящее время в столице Сибири полноценных маркетологов обучают только два вуза – СибУПК и НГУЭУ. Стоит учитывать, что в последнем пока еще не было ни одного выпуска – набор на специальность «маркетинг» стал осуществляться только в 2005 г. Как уточнил исполняющий обязанности завкафедрой сервиса и организации коммерческой деятельности НГУЭУ Анатолий Архипов, в прошлом году была набрана группа маркетологов из 30 человек, в нынешнем году планируется увеличить это число до 60. При этом общая доля студентов-маркетологов среди прочих учащихся вуза составляет не более 1,5 %.

Нехваткой профессиональных кадров объясняется и такой парадоксальный факт, что, несмотря на увеличения спроса со стороны работодателей, зарплаты маркетологов за 2006-2007 гг. выросли незначительно. По словам Евгении Козорезовой, существенный скачок заработной платы произошел раньше - в 2004 г., когда маркетологи и рекламисты стали первыми в динамике роста. Именно тогда отделы продаж компаний подошли к пределу своих возможностей, и возникла потребность в исследовании и анализе рынка. В настоящее же время, как утверждает HeadHunter, уровень квалификации маркетингового персонала уже не успевает расти соответственно запросам работодателей.

Диапазон предлагаемых стартовых заработных плат, $

Период времени

2006

2007

Позиция\Тип заработной платы

min

med

max

min

med

max

Менеджер по маркетингу

400

740

1500

400

590

1000

Руководитель отдела маркетинга

900

1600

2500

700

1200

2500

PR-менеджер

500

630

750

400

730

900

Маркетолог-аналитик

500

600

700

400

520

650

Бренд-менеджер

500

870

1400

500

940

1500

Менеджер по торговому маркетингу

400

1050

1700

450

910

1100

Менеджер по рекламе

400

600

800

300

600

1000

(здесь min – минимальная, med – средняя (медиана), max – максимальная. Информация HeadHunter)

Стоит отметить, что сами маркетологи к выбору места работы относятся весьма щепетильно. «Для профессионалов в области маркетинга, действительно увлеченных своей профессией, очень важна возможность развиваться, - сообщила Евгения Козорезова, - Они даже могут пойти в компанию не за великие деньги, а ради интересной работы». Вообще, люди, выбирающие профессию маркетолога, изначально отличаются от «простых смертных», и это заметно уже со студенческой скамьи. «Если коммерсанты (студенты – прим.) склонны к общению, легко вступают в контакт, то маркетологи не такие, - делится наблюдениями Анатолий Архипов, - Они глубокие, подробно вникают в проблематику, всегда задают много вопросов. С ними очень приятно работать».

«Первой ступенькой» начинающего маркетолога, как правило, становится профессия, связанная с продвижением товарных марок - менеджера по рекламе, менеджера по маркетингу. Далее все будет зависеть от того, как человек себя зарекомендует. При успешной работе менеджер имеет все шансы стать бренд-менеджером, начальником отдела рекламы и маркетинга. Эта карьерная лестница может протянуться достаточно далеко, в итоге усадив бывшего менеджера в кресло генерального директора.

Анатолий Архипов отметил, что НГУЭУ делает все, чтобы его выпускники не испытывали проблем с трудоустройством: «Мы постоянно проводим со студентами мастер-классы, в которых принимают участие руководители предприятий. Помимо этого, с некоторыми предприятиями и обладминистрацией у вуза заключены договоры о сотрудничестве. Мы отправляем туда ребятишек на практику. Если проявляют себя с самой лучшей стороны – естественно, им предлагают остаться». С и.о. завкафедры сервиса и организации коммерческой деятельности соглашается и Евгения Козорезова: «Выпускник более ценен, когда имеет пусть небольшой, но опыт работы. Хотя в последнее время компании признают, что им важно, чтобы молодой специалист знал теорию, имел представление о маркетинговых инструментах».

Впрочем, Анатолий Архипов по секрету признался, что не всегда хорошие оценки и красный диплом – показатель успешности на рынке труда: «Практика показывает, что работодатели сегодня оценивают даже не столько знания, сколько компетенцию – умение работника применить свои знания в конкретной работе. И мы как раз стремимся выпускать компетентных специалистов». На вопрос, что стоит ожидать от рынка труда маркетинга абитуриентам, только выбирающим профессию, Архипов ответил: «Сейчас я опасных тенденций не наблюдаю. Пока на среднюю перспективу 5-10 лет опасаться нечего». И в довершение не без гордости привел такие данные: по итогам 1998-2002 гг. на биржу труда встали только три выпускника его кафедры.

Максим Новоселов, Sibnet.Ru

Обсуждение (7)