На рынке труда Новосибирска наблюдается дефицит профессиональных маркетологов. Однако, конкурируя между собой за светлые маркетинговые головы, работодатели не торопятся повышать им зарплату.
В сфере маркетинга за период 2006-2007 гг. прослеживается четкая тенденция увеличения спроса на специалистов. По данным анализа, проведенного местным представительством рекрутинговой компании HeadHunter, дефицит соискателей существует сразу по нескольким позициям – трейд-маркетологов, менеджеров по рекламе и бренд-менеджеров. Повышение спроса на этих специалистов эксперты HeadHunter считают вполне закономерным. «В крупнейший город Сибири происходит экспансия российских и иностранных компаний, открываются филиалы и региональные представительства», - поясняют в компании.
Сотрудники новосибирского офиса кадрового холдинга АНКОР также отмечают, что спрос на маркетологов растет и за счет региональных компаний, осознавших, наконец, необходимость иметь у себя такого специалиста. «К примеру, спрос в сфере рекламы обусловлен борьбой за потребителя среди компаний, - рассказывает консультант АНКОРа в Новосибирске Евгения Козорезова. – Но к рекламистам растут и профессиональные требования».
Между тем, именно профессиональных маркетологов на новосибирском рынке труда и не хватает. Свои кадры работодатели вынуждены пополнять за счет представителей других экономических специальностей. В настоящее время в столице Сибири полноценных маркетологов обучают только два вуза – СибУПК и НГУЭУ. Стоит учитывать, что в последнем пока еще не было ни одного выпуска – набор на специальность «маркетинг» стал осуществляться только в 2005 г. Как уточнил исполняющий обязанности завкафедрой сервиса и организации коммерческой деятельности НГУЭУ Анатолий Архипов, в прошлом году была набрана группа маркетологов из 30 человек, в нынешнем году планируется увеличить это число до 60. При этом общая доля студентов-маркетологов среди прочих учащихся вуза составляет не более 1,5 %.
Нехваткой профессиональных кадров объясняется и такой парадоксальный факт, что, несмотря на увеличения спроса со стороны работодателей, зарплаты маркетологов за 2006-2007 гг. выросли незначительно. По словам Евгении Козорезовой, существенный скачок заработной платы произошел раньше - в 2004 г., когда маркетологи и рекламисты стали первыми в динамике роста. Именно тогда отделы продаж компаний подошли к пределу своих возможностей, и возникла потребность в исследовании и анализе рынка. В настоящее же время, как утверждает HeadHunter, уровень квалификации маркетингового персонала уже не успевает расти соответственно запросам работодателей.
Диапазон предлагаемых стартовых заработных плат, $
Период времени |
2006 |
2007 | ||||
Позиция\Тип заработной платы |
min |
med |
max |
min |
med |
max |
Менеджер по маркетингу |
400 |
740 |
1500 |
400 |
590 |
1000 |
Руководитель отдела маркетинга |
900 |
1600 |
2500 |
700 |
1200 |
2500 |
PR-менеджер |
500 |
630 |
750 |
400 |
730 |
900 |
Маркетолог-аналитик |
500 |
600 |
700 |
400 |
520 |
650 |
Бренд-менеджер |
500 |
870 |
1400 |
500 |
940 |
1500 |
Менеджер по торговому маркетингу |
400 |
1050 |
1700 |
450 |
910 |
1100 |
Менеджер по рекламе |
400 |
600 |
800 |
300 |
600 |
1000 |
(здесь min – минимальная, med – средняя (медиана), max – максимальная. Информация HeadHunter)
Стоит отметить, что сами маркетологи к выбору места работы относятся весьма щепетильно. «Для профессионалов в области маркетинга, действительно увлеченных своей профессией, очень важна возможность развиваться, - сообщила Евгения Козорезова, - Они даже могут пойти в компанию не за великие деньги, а ради интересной работы». Вообще, люди, выбирающие профессию маркетолога, изначально отличаются от «простых смертных», и это заметно уже со студенческой скамьи. «Если коммерсанты (студенты – прим.) склонны к общению, легко вступают в контакт, то маркетологи не такие, - делится наблюдениями Анатолий Архипов, - Они глубокие, подробно вникают в проблематику, всегда задают много вопросов. С ними очень приятно работать».
«Первой ступенькой» начинающего маркетолога, как правило, становится профессия, связанная с продвижением товарных марок - менеджера по рекламе, менеджера по маркетингу. Далее все будет зависеть от того, как человек себя зарекомендует. При успешной работе менеджер имеет все шансы стать бренд-менеджером, начальником отдела рекламы и маркетинга. Эта карьерная лестница может протянуться достаточно далеко, в итоге усадив бывшего менеджера в кресло генерального директора.
Анатолий Архипов отметил, что НГУЭУ делает все, чтобы его выпускники не испытывали проблем с трудоустройством: «Мы постоянно проводим со студентами мастер-классы, в которых принимают участие руководители предприятий. Помимо этого, с некоторыми предприятиями и обладминистрацией у вуза заключены договоры о сотрудничестве. Мы отправляем туда ребятишек на практику. Если проявляют себя с самой лучшей стороны – естественно, им предлагают остаться». С и.о. завкафедры сервиса и организации коммерческой деятельности соглашается и Евгения Козорезова: «Выпускник более ценен, когда имеет пусть небольшой, но опыт работы. Хотя в последнее время компании признают, что им важно, чтобы молодой специалист знал теорию, имел представление о маркетинговых инструментах».
Впрочем, Анатолий Архипов по секрету признался, что не всегда хорошие оценки и красный диплом – показатель успешности на рынке труда: «Практика показывает, что работодатели сегодня оценивают даже не столько знания, сколько компетенцию – умение работника применить свои знания в конкретной работе. И мы как раз стремимся выпускать компетентных специалистов». На вопрос, что стоит ожидать от рынка труда маркетинга абитуриентам, только выбирающим профессию, Архипов ответил: «Сейчас я опасных тенденций не наблюдаю. Пока на среднюю перспективу 5-10 лет опасаться нечего». И в довершение не без гордости привел такие данные: по итогам 1998-2002 гг. на биржу труда встали только три выпускника его кафедры.
Максим Новоселов, Sibnet.Ru