НАВЕРХ

(Не)ограниченные возможности

Абсолютное большинство абитуриентов, поступающих в новосибирский Институт социальной реабилитации – глухие и слабослышащие. Из-за отсутствия особых условий они не могут учиться в обычных вузах. По пальцам можно перечислить специальности, по которым студенты с нарушениями слуха в состоянии обучаться. Между тем, получая образование, люди с нарушениями слуха смогут полноценно работать. Теме инноваций в сфере образования инвалидов по слуху был посвящен прошедший в Новосибирске семинар.

У нас пор принято относиться к слабо- и неслышащим как к потребителям. Мировая практика опровергает эту теорию. Недавно Новосибирск посетил вице-президент американского Национального технического института для глухих Алан Хурвиц. Сам от рождения неслышащий, он был студентом этого учебного заведения еще в шестидесятые годы.

Как рассказал Алан Хурвиц, здесь вместе учатся и обычные студенты, и те, у кого проблемы со слухом; в вузе даже существуют программы, по которым желающие могут выучить специальный язык для общения с неслышащими. Молодые люди постепенно начинают с пониманием относиться к тем, кто чем-то от них отличаются. У слабослышащих же есть возможность получить хорошее образование и стать успешными.

Однако новосибирские специалисты с американскими коллегами пока не согласны. По словам начальника учебного отдела Института социальной реабилитации Екатерины Кучеровой, слабослышащим студентам обучение дается нелегко. Они быстро забывают информацию, им требуются специальные учебники и постоянное повторение. Поэтому и учатся они больше других – пять лет на бакалавра вместо обычных четырех.

Отчасти именно этим объясняется скудный выбор специальностей, на которые могут поступить молодые люди с нарушением слуха. Если говорить о высшем образовании, таких студентов принимают только на факультет автоматики и вычислительной техники НГТУ. Между тем, проведенный опрос среди глухих показал, что абитуриенты мечтают о разных профессиях. Некоторые даже хотят быть, например, артистами. Екатерина Кучерова рассказала о девочке, которая, имея проблемы со слухом, поступила в институт предпринимательства и закончила его. Правда, неизвестно, работает ли она по специальности…

Сегодня ситуация с обучением студентов с нарушением слуха в Новосибирске несколько меняется. На базе Института социальной реабилитации НГТУ действует программа PEN-International. Основатели этой программы - американские ученые и преподаватели, партнерами являются Китайский университет и Московский государственный технический университет. Для обучения студентов по этой программе используются передовые возможности сети Internet. Практикуется и дистанционное обучение, в эффективности которого сомневаются многие новосибирские специалисты.

Директор проекта PEN-International Джеймс ДеКаро считает, что проблемы студентов-инвалидов связаны не с их низкими способностями, а с отношения к ним окружающих, в первую очередь, родителей и учителей: они часто не верят в то, что ребенок может добиться успеха. Однако это далеко не так. Джеймс ДеКаро приводит примеры жены: «Слышащая девочка родилась в семье глухих, нарушения слуха были у ее бабушки и дедушки. И когда я спрашивал ее, почему она так верит в то, что такие люди могут многого добиться в жизни, она отвечала, что перед ее глазами постоянно был пример успешных глухих людей».

Новосибирские специалисты согласны с тем, что родители и преподаватели часто недооценивают способности детей и подростков с нарушением слуха. В то же время они отмечают, что такие абитуриенты склонны переоценивать свои возможности. Им кажется, что они могут учиться по любой специальности и освоить любую профессию. Теоретически, неслышащий может поступить в любой вуз, но учиться в нем, скорее всего, он не сможет. В подавляющем большинстве новосибирских вузов нет специальных программ для обучения подобных студентов, нет сурдопереводчиков.

Не меньше учебы студентов с нарушением слуха беспокоит перспектива работы после окончания вуза. Уверенности в том, что они смогут найти хорошее место, у них нет, поэтому истории о том, как кто-то смог реализовать себя, вызывают море эмоций и вопросов.

На семинаре, посвященном инновациям в области образования инвалидов, резонанс вызвало выступление Алексея Соколова, студента, дистанционно обучающегося в НГТУ. Он получил диплом в Институте социальной реабилитации, сейчас преподает там же информатику. Один из главных вопросов, который интересовал молодых людей: сможет ли Алексей, имея нарушения слуха, обучать таких же студентов? Сам он считает, что справится с этим: «я сам глухой и лучше вижу, насколько сложно ребятам овладеть программированием».

Действительно, студенту с нарушениями слуха учиться тяжело. Но они все равно получают знания, показывая при этом усердие, которому порой может позавидовать любой «обычный» человек. Вопреки распространенному мнению, они не хотят быть просто инвалидами, сидящими на шее у государства.

Ксения Баженова, специально для Sibnet.Ru

Обсуждение (0)