НАВЕРХ

Голос предков зовущий

Иллюстрация с сайта maminsite.ru

Сибиряков сразило новое повальное увлечение: все чаще они заказывают составления своей родословной. Народ уже не пугают ни приличная стоимость, ни длительность архивных изысков. Ведь цель оправдывает средства - а очень многие верят или надеются, что найдутся у них в предках как минимум потомственные дворяне, а то и еще кто познатнее. Специалисты рады: если так пойдет и дальше, в истории страны скоро не останется «белых» пятен.

Докопайся до фараона

Томский историк Владимир Волков свой труд не рекламирует, однако без заказов не остается. Сейчас в его работе – около 100 дел. Историк рассказывает, что «выращивание» генеалогического древа – затратный и трудоемкий процесс, ведь составляется оно на основании письменных источников (переписей, метрических книг), которые хранятся, главным образом, в архивах. Практически любой человек, предки которого жили в России, может узнать непрерывную родословную до времен Ивана Грозного. В те времена (1580-е гг.) начались переписи крестьянского населения. Родословные именитых людей вообще возводились к полумифическим временам, вплоть до египетского фараона Эхнатона (1300 гг. до н.э.). И все же большинство населения составляли крестьяне. Особенно хорошо сохранились переписные книги по Северной России (Новгород, Устюг, Вятка), где крестьяне имели даже собственные архивы.

Большая Всероссийская перепись прошла в 1710 году при Петре I. Одновременно началось проведение ревизий – переписей, составленных по особой форме. Они представляли собой описание семьи с указанием сословия, имени, отчества, фамилии (если имелась), возраста главы двора и членов его семьи и прочее. Однако и здесь не обходилось без погрешностей. Например, некоторым завышался возраст: вместо пятидесяти лет могли написать семьдесят, а вместо семидесяти и все сто.

Дворянка вместо крестьянки

Итогом работы историков становится не только всем известное «древо предков», с расходящимися в разные стороны «ветками родни». Заказчикам непременно отдаются копии архивных документов, подтверждающих их родство. Идеальный вариант, как говорят специалисты, – издание книги по истории рода.

По словам Владимира Волкова, составлять такие труды сложно. Приходится много работать в архивах, ездить по разным городам. Иногда в командировки он отправляется сам, иногда делает запросы (но это удлиняет время поисков), часто на выручку приходят коллеги из других городов.

Одни из самых «глубоких» родословных в Томске – польские и татарские. Запросы о родственниках, некогда живших в Сибири, приходят из Китая, Америки и даже Австралии.

- Есть успешный пример составления генеалогического древа основателей Томска, - говорит историк Владимир Волков. - Заказчик - Геннадий Николаевич Березовский. Когда-то он сам занимался выявлением родственных связей, и многое успел выяснить сам. В его родне есть Березовские (прибывшие из северного города Березова). Правда, это не родственники известного Бориса Абрамовича, хотя известно, что предки опального олигарха тоже из Томска. Недавно специалисты составляли генеалогическое древо для известного бизнесмена Владимира Потанина. Выяснилось, что эту фамилию его предки получили только в XIX веке, до этого род был бесфамильным, поэтому искать дальше стало почти невозможно: но все же удалось дойти до середины XVIII века, и если бы предок этого рода не «укрылся от ревизии», то можно было бы копнуть и глубже.

Стоимость заказа на восстановление родословной растет в зависимости от сложности работ. Самую большую сумму клиент заплатит, если пожелает, несмотря на все эти сложности, получить результат в кратчайшие сроки. И наоборот. Если человек знает 8-9 поколений и не просит выяснить подробностей жизни предков, цена снижается.

- Недавно одна семья попросила узнать о жизни их прабабушки, - продолжает Владимир Волков. - Они помнили ее фамилию, год рождения и были уверены, что женщина - крестьянка. Для уточнения я поинтересовался, выходила ли она замуж, а когда начал поднимать записи о браке, обнаружил, что произошла путаница: дворянку (а именно ей оказалась прабабушка) спутали с крестьянкой! Сейчас работа по этому делу продолжается, не исключено, что корни рода уходят глубоко в старину, а предки заказчиков были участниками польского восстания 1863 года, сосланными в Сибирь. Но родственники уже счастливы новообретенному дворянству!

Один род – несколько фамилий

Восстанавливать историю сибирских фамилий крайне сложно. Владимир Волков приводит такой пример: «Иногда род мог дать начало нескольким фамилиям. Скажем, был Немирка Попов. От него образовались и Поповы, и Немировы, и Захарьевы (ведь церковное имя Немирки было Захар, а в старину все имели по два имени: церковное и календарное)».

Нередко за века фамилии претерпевали трансформировались до неузнаваемости. Скажем, основатели деревни Кафтанчиково не носили кафтаны, а ставили капканы. И изначально были Капканчиковы. Часто путаницу в фамилии вносили работники архивов и загсов. Ошибаясь в написании всего одной буквы, они могли на века лишить потомков связи с предками, ведь фамилии у родных людей уже были разными.

Вспомнить все!

Если вы хотите составить свою родословную, постарайтесь, как можно подробнее вспомнить рассказы бабушек и дедушек о своих предках. Пригодятся любые мелочи. Например, кто кому кем приходился, чем занимался, откуда приехал. Историки при составлении генеалогического древа обязательно попросят вас написать: как звали ваших дедушек и бабушек (полные имена), прадедушек и прабабушек, родившихся до революции 1917 года. Подумайте, известны ли вам имена, время и место рождения их братьев и сестер. Нужно вспомнить время и место их рождения, а также социальное положение (крестьяне, дворяне, чиновники, духовенство, мещане). Немалую роль играет информация о вероисповедании (православные, католики, лютеране, мусульмане, иудеи и т.п.). Поискам очень помогут документы, подтверждающие родственные связи, которые, возможно, хранятся в семье: свидетельство о рождении, паспорта и т.п. И конечно, запаситесь терпением, равно как и деньгами. Зато потом вашим родословным древом можно будет украсить стену дома, на зависть гостям.

Арина Молчанова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (2)