НАВЕРХ

Дорожным оборотням готовят осиновый кол

Фото с сайта www.avto.ru

В борьбе со взятками на дорогах Госдума перешла к решительным действиям. По планам депутатов, уже в следующем году ГИБДД будет выведена из состава МВД и перестанет контролировать техосмотры, прием экзаменов на получение прав и другие «доходные» области. А пока формируются группы водителей-активистов, которые будут вылавливать «оборотней» на дорогах.

Акция «Осиновый кол» пройдет в рамках программы «Дороги без жертв и без пробок». Авторы акции со столь образным названием - депутаты Госдумы, которые вместе с экспертами разрабатывали свою программу четыре года. Она должна в корне изменить ситуацию на дорогах, считают «ванхельсинги» от законотворчества. В частности, речь идет о кардинальной реформе ГИБДД и выведении ее из системы Министерства внутренних дел.

- На базе ГИБДД нужно сформировать современную, эффективную и малокоррумпированную дорожную полицию, - считает депутат Госдумы, лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, специально приехавший представлять программу в Сибирь. – И эта служба должна быть нацелена не на выявление нарушений ПДД и уж тем более не на «сбор дани» с водителей, а на предупреждение ДТП, сокращение в них смертности и борьбу с пробками.

Определение «малокоррумпированная дорожная полиция» пока что вызывает лишь ироническую усмешку. Впрочем, депутаты решили принять ряд мер, чтобы сделать ее хотя бы такой. По словам Похмелкина, одна из главных причин взяточничества – низкая зарплата гибдэдэшников. Сейчас постовой в первые годы работы получает всего две тысячи рублей. Ожидается, что после выведения ГИБДД из МВД ее рядовой сотрудник будут получать как минимум 30 тысяч. Причем зарплата конкретного сотрудника будет зависеть от сложности его участка и количества на нем пробок.

- Сейчас мы не можем повысить им зарплату, потому что в МВД много других подразделений – от уголовного розыска до участковых, - поясняет Похмелкин. - У них начнутся вопросы: «Почему гибдэдэшникам повысили зарплату, а нам нет?» А когда выведем ГИБДД из состава МВД – это можно будет сделать сразу же.

Реформа ГИБДД предполагает также выведение из-под ее контроля функций техосмотра автомобилей, постановки и снятия с учета машин, приема экзаменов на получение водительского удостоверения. "Эти функции должны быть переданы гражданскому ведомству, отчасти - коммерческим структурам, с тем, чтобы провести демонополизацию в этой сфере", - заявляет Виктор Похмелкин.

Предполагается и создание нового ведомства – Министерства автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения. Дорожная полиция будет существовать при нем как силовая структура. «Это практически не потребует никаких затрат и очень даже реалистично», - подчеркнул чиновник.

О том, как отреагировали на идею о реформе сами гибдэдэшники, уже известно. «Я обсуждал это со средним звеном и с руководством ГИБДД, - сообщает депутат. - Среднее звено за реформу, оно понимает, что выиграет от этого. Особенно «пахари», которые, например, осуществляют разбор ДТП. Но те, кто присосались к своим кормушкам, конечно, потеряют свои теневые доходы, и они это тоже понимают».

Однако пока главная задача движения автомобилистов - пресечь источники коррупции на дорогах. Для этого они и разработали акцию «Осиновый кол». Ее участники, - обычные граждане, которые по согласованию с Управлением собственной безопасности МВД ездят по городу, вступают в контакты с сотрудниками ГИБДД и, если со стороны последних идет вымогательство взятки, фиксируют ситуацию на камеру или диктофон. Затем при широкой огласке осуществляется судебное разбирательство этого дела.

Сейчас, по словам Похмелкина, общий объем «дорожных» коррупций составляет около миллиарда долларов в год.

- Это колоссальная сумма, это самые большие деньги, которые платят наши граждане в виде взяток и поборов, - отмечает Похмелкин. – Причем добрая часть этого миллиарда формируется не на дорогах, а при прохождении техосмотра, получении прав и так далее.

Логично предположить, что большая часть этих взяток не вымогается, а дается водителями добровольно. Главной причиной таких поступков называют простую русскую лень - проще, мол, сразу рассчитаться, чем получать и оплачивать квитанции и тратить на это силы и время. Теперь в систему штрафования внесены изменения, согласно которым сотрудник ГИБДД должен сразу, на месте, выписать квитанцию с суммой штрафа, выплатить который водитель сможет через Интернет, банкомат или просто заехав в банк.

В программу, которую привез в Сибирь Виктор Похмелкин, вошли также вопросы дорожного строительства (в частности, разворовывания чиновниками денег на ремонт дорог), борьбы с пробками и просветительской деятельности среди водителей.

- Ведь многие водители даже не знают, что если их остановил сотрудник ГИБДД, они имеют право не выходить из машины, не отдавать ему в руки сразу два и более документов, и уж тем более имеют право не садиться в машину ГИБДД! – сетует депутат.

Все эти идеи и изменения авторы программы надеются взвалить на плечи нового президента, который, по их мнению, начнет выполнять их сразу после своего прихода к власти.

- Путин уже себе очки набрал, а вот новому президенту нужно будет зарабатывать рейтинг у народа, - уверен депутат. – И он должен будет решить главную проблему, которая стоит сейчас перед всеми горожанами страны – проблему взяток и пробок на дорогах. Уверен, уже следующий год будет переломный, дальше тянуть некуда. И, скорее всего, у кандидатов в президенты одним из главных тезисов предвыборной программы будет именно этот – наведение порядка на дорогах.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (10)