НАВЕРХ

Профилактическая «Репка»

Иллюстрация с сайта www.travel-guide.veselo.info

Расскажи мне сказку – и я пойму, кто ты. Сказка - оружие массового поражения, способ поставить больного на ноги и даже обучить азам бизнеса. Отчаявшихся она утешит, колеблющихся поддержит. В последнее время она становится не просто занимательным чтивом для малышни, но и средством терапии, превосходящим зачастую новомодные технологии.

Одни психотерапевты любят использовать для анализа личности пациента рисунки, другие могут просто прицепиться к тому, кто, где и как сидит: взяли позу – и вперед. Фрейд на снах специализировался. А некоторые прогрессивные психологи увлекаются сегодня сказками. Специалисты мифологического профиля мыслят глобально: создали сообщество «сказкотерапевтов», и время от времени проводят по своей специализации даже всероссийские конференции. Говорят, помогают с помощью сказок понять и полюбить себя, ответить на наболевшие вопросы. Получается у них и из депрессии пациента вывести, и даже жизнь его сексуальную наладить.

Анализ сказок – это перевод, уверяет Дмитрий Соколов, один из наиболее известных «сказкотерапевтов». По этим историям можно фактически увидеть, как ее автор представляет себе мир. Мир вокруг и себя в нем. Для одного мир – это бескрайняя Вселенная, для другого – поле битвы, для третьего – близкий круг людей, которые рядом, и далекий, который лучше бы не существовал. И обычно это заметно в первой попавшейся сказке, сочинённой человеком.

- Раз – сказки изначально метафоричны. Два – они целостны. Сны, например, обычно разорваны, кусочки всякие; а вот сказки имеют начало, середину и конец, - объясняет Ворон, герой книги Дмитрия Соколова «Школа сказкотерапии». - Три – они конкретны. Сказки не рассусоливают эпитетами и прочей мишурой; они говорят, кто и что сделал, а это гораздо удобнее для анализа, чем приукрашенный язык других жанров. Кроме того, они не используют всякие сложные слова вроде «философия» или «увеличение эффективности», то есть с их помощью труднее морочить себе и другим голову. Сказка требует сказать – кто и что сделал, причем простыми словами.

Например, рассказывает пациент о сотовом телефоне, которому провайдеров часто меняли, специалист сразу анализирует: здесь пахнет мобильными связями; теми, которые изменяются со временем. Главный герой – инопланетянин, чей космический корабль потерпел крушение в сражениях? Это хороший повод порассуждать о семейных отношениях. Раз на первом месте война, то говорит это, скорее всего, о ссорах между родителями, считают сказкотерапевты.

Сказка – средство встречи ее слушателя или читателя с самим собой, говорят психологи. Метафора, лежащая в основе, - это не только «волшебное зеркало» реальной жизни. Это в первую очередь отражение собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира того, кто читает или слушает.

- Сказкотерапия - это не «рассказывание сказок», а серьезная работа, - объясняет психолог Вероника Савченко. - Мышление работает аллегориями. Каждый свою историю сочиняет сам, со своим сценарием "жизни". Но этих самых сценариев на самом деле мало, всего три: героика, трагедия, плутовство.

- Я была на тренинге для руководителей, на котором разбирали по типам сказок, какие у кого проблемы бывают на работе, - вспоминает Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner. - Тренер нам сказала, что любимые сказки определяют, каким человек будет во взрослой жизни. Предложила проанализировать, какие сказки мы любим сами и почему. Так, один из директоров в нашей группе был фанатом «Золотой рыбки». Он сказал, что по три раза меняет задания для подчиненных, то есть любит, чтобы все всё по 100 раз делали. У меня, например, любимая «Золушка». Отсюда установка на трудоголизм. Ещё я не могу поручить что-то своим подчиненным: Золушка ведь всё делает сама. В общем, сказкотерапия помогла мне взглянуть на себя под другим углом и наравне с другими методиками, используемыми тренером, решить в какой-то мере существующие проблемы.

Кстати, решить массу проблем помогают сказки и тем компаниям, которые ищут эффективные и надежные методы обучения. Ведь метафора позволяет участникам по-новому взглянуть на реальные ситуации. Тренер рассказывает истории, чтобы помочь усвоить материал, выразить свое отношение к какой-либо проблеме, подсказать группе решение задачи, установить особую атмосферу доверия и взаимопонимания на тренинге.

- Сказка в бизнес-тренинге выступает больше метафорой жизни, это, скорее, анекдот. Высмеивается неправильная тактика, как в басне, - объясняет психолог Вероника Савченко. – Например, пошел медведь на рынок продавать капусту зайца, хозяина лавочки. Сам капусту никогда не пробовал и давай расхваливать её... А в конце народ сам вывод делает, что незнание продукта, который продаешь, прямой путь к провалу.

- Я часто использую притчи, работая с разными группами - как взрослыми, так и детскими, - рассказывает Илья Кабанов, управляющий партнер агентства Imagine PR. - Большая часть моих тренингов посвящена проблемам лидерства, командной работы, мотивации и саморазвития. Притчи, сказки и разного рода истории как нельзя лучше подходят для того, чтобы с помощью метафор показать участникам возможные модели поведения в тех или иных ситуациях. Для усиления эффекта я обычно приглушаю свет, понижаю тембр голоса - и в такой обстановке рассказываю историю. Это может быть хорошим финальным аккордом тренинга, после которого участники будут уверены, что прикоснулись к какому-то сокровенному знанию.

Илья Кабанов уверен, смешные или грустные, философские или бытовые, любые истории выполняют свою основную функцию - моделируют определенные ситуации и поведение людей в них, а без этого трудно представить себе процесс обучения. Так что сказка, возможно, и ложь, но намёков в ней и пользы от неё – хоть отбавляй.

Наталья Марьина, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (0)